Главная городская газета

Серебро, золото, три карты

868
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Последние материалы Культура

Ночь, улица, библиотека...

Вечером 21 апреля по всей нашей стране уже в шестой раз пройдет всероссийская акция «Библионочь». Она приурочена к Всемирному дню книги и авторского права, который отмечают 23 апреля. Читать полностью

Григорий Соколов в тоне «до»

Пианист Григорий Соколов дал традиционный ежегодный сольный концерт в Большом зале петербургской Филармонии, предложив слушателям сонаты Моцарта и Бетховена. Читать полностью

Наши маски золотые

В Москве в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 23-й раз прошла церемония вручения российской национальной театральной премии «Золотая маска». Читать полностью
Серебро, золото, три карты  | Серебро Пиковой дамы — туалетный прибор работы Антуана Булье.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Серебро Пиковой дамы — туалетный прибор работы Антуана Булье.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В Шереметевском дворце в рамках фестиваля «Дягилев. P. S.» открылась выставка «Серебро и золото Пиковой дамы».

Она посвящена княгине Наталье Петровне Голицыной, прототипу графини Анны Федотовны в пушкинской повести «Пиковая дама».

Директор Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица назвала выставку «музейным спектаклем». Это действительно так. Экспозиция сделана очень театрально: необычное освещение, игра света и тени, музыка, черные силуэты кавалеров и дам в пудреных париках на задрапированных белой тканью окнах.

Когда поднимаешься по лестнице в анфиладу выставочных залов, погруженных в полумрак, неожиданно сталкиваешься с темным безликим манекеном, облаченным в платье старинного покроя из тафты. В темноте манекен можно принять за человеческую фигуру или призрак Пиковой дамы. «Три карты, три карты!» – доносится из первого зала страстный баритон: звучит знаменитая ария Томского «Однажды в Версале». Здесь тоже темновато: освещены лишь экспонаты – точечно. Лампы в люстрах и подсвечниках мерцают, имитируя неверное, колеблющееся пламя свечей.

На зеленом сукне «игрального прибора» разбросаны старинные карты. В центре – дама пик, роковая карта, которая не сулит ничего хорошего. Рядом – тройка, семерка, туз.

Часть карт лежит веером на полу, словно тот, кто поверил в магическую формулу сочетания трех карт и проигрался в прах, в сердцах расшвырял их. Как насмешка над неудачником – еще три черных манекена без лица: призраки Графини из пушкинской повести множатся, отражаясь в зеркалах.

Игральный прибор для карт и сами колоды середины XVIII – первой трети XIX века предоставлены ГМЗ «Петергоф».

«В Петергофе всегда молниеносно откликаются на наши просьбы предоставить какие-нибудь экспонаты для выставки», – поблагодарила Наталья Метелица директора ГМЗ «Петергоф» Елену Кальницкую. Сама Елена Яковлевна хвалила выставку, назвав ее «масштабным культурологическим проектом»: «Выставка исторична, информативна, музыкальна и, безусловно, красива».

Идея выставки принадлежит Эрмитажу. А создавалась она силами нескольких музеев и библиотек. Из Музея-квартиры Пушкина на Мойке, 12, – журнал «Библиотека для чтения» 1834 года, где была опубликована повесть Пушкина «Пиковая дама». Либретто одноименной оперы, сочиненное Модестом Чайковским на музыку его великого брата, предоставлено Театральной библиотекой.

Интереснейший экспонат – вексель, который Пушкин когда-то проиграл в карты, – дал для выставки Пушкинский Дом. Поэт тоже был не чужд страсти к азартным играм. Весной 1829 года в Москве он проиграл Василию Огонь-Тугановскому 24 тысячи 800 рублей.

Куратор выставки Ольга Плахотная рассказала, что Пушкина познакомил с Натальей Петровной Голицыной ее внук Сергей, бывший заядлым игроком. Именно он поведал Пушкину историю о тайне трех карт, о которой слышал от бабушки. Однажды Сергей проигрался, пришел к бабушке просить денег. Та денег не дала, но назвала три карты, пообещав, что он непременно отыграется. Так и случилось. На Пушкина эта история произвела сильное впечатление.

После знакомства с мифологическим персонажем – графиней Анной Федотовной и постановками «Пиковой дамы» в различных театрах зрителям предлагают перейти в следующие залы, где им предстоит узнать о жизни ее прототипа, княгини Натальи Петровны Голицыной, женщины замечательной во многих отношениях. Она прожила долгую жизнь, блистала в свете при дворе четырех монархов – от Екатерины II до Николая I. Была фрейлиной, позднее статс-дамой и кавалерственной дамой ордена Св. Екатерины Большого креста, много путешествовала.

Юные годы Натальи Петровны связаны с Шереметевским дворцом. Она дружила с Анной Петровной Шереметевой. Две красавицы увлекались всеми модными затеями той поры. Вполне вероятно, что именно отсюда девушки отправились на «Придворную карусель» 1766 года (состязание на лошадях с применением оружия к манекенам. – Прим. ред.), где обе отличились. Свидетельства победы красуются в витрине. Золотая медаль с чеканным профилем Екатерины – трофей Натальи Петровны, завоевавшей в этом состязании первый приз. Точно такая же, но серебряная принадлежала Анне Петровне Шереметевой, ставшей второй. Надпись на медалях гласит: «С Алфеевых на Невские брега». Дело в том, что «карусели» имеют две традиции – античную и средневековую. На реке Алфей в Древней Греции проводились Олимпийские игры.

Увы, Анна Шереметева умерла совсем молодой от черной оспы. Она скончалась за несколько дней до свадьбы с Никитой Паниным, который потом так и не женился. Портреты всех участников этих событий есть на выставке.

Серебро Пиковой дамы – это туалетный прибор работы Антуана Булье, который тускло сияет в витрине. Княгиня Голицына заказала его в Париже в 1790 году. Когда в Париже началась революция, княгиня спешно уехала в Петербург. Драгоценный прибор поселился сначала в Шереметевском дворце, который Наталья Петровна арендовала за четыре тысячи рублей в год. После смерти княгини его унаследовала ее дочь Софья, затем внучка Наталья. Волею судеб, прибор оказался за границей, менял владельцев до тех пор, пока не был приобретен Эрмитажем на аукционе «Кристи» 2011 года. Сейчас серебро Пиковой дамы на время вернулось в Шереметевский дворец – замкнулся круг.

В углу последнего зала замечаешь приоткрытую дверь. Там, за дверью, висит портрет княгини Голицыной, на котором она запечатлена уже в весьма почтенном возрасте. Из полумрака, который нарушает лишь приглушенный мерцающий свет, она смотрит на нас, словно оценивая.

Кураторы рассказывают, что, готовя выставку, они чувствовали мистическое присутствие старой княгини и ее сопротивление. Казалось, она пыталась помешать тем, кто собирался выставить напоказ ее жизнь. То пропадали фотографии, то большой портрет ее семьи кисти Людерса никак не желал влезать в дверь. Но затем княгиня успокоилась. Может быть, смирилась с неизбежным или поняла, что никто из нас все равно никогда не узнает тайну трех карт.

Посмотреть выставку можно до 14 февраля.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

0062