С Пушкиным на музейной ноге

В Музее истории Петербурга открылась трогательная выставка «Шедевры московской Пушкинианы» из Государственного музея А. С. Пушкина в Москве. Сам поэт с женой пожаловали на вернисаж.

С Пушкиным на музейной ноге | Ксавье де Местр. «Пушкин-ребенок». 1802 г. Миниатюра. ФОТО предоставлено ГМИ СПб

Ксавье де Местр. «Пушкин-ребенок». 1802 г. Миниатюра. ФОТО предоставлено ГМИ СПб

Между двумя музеями существуют давние дружеские контакты, но впервые москвичи показывают свои коллекции в Петропавловской крепости. «Пушкиниана» – ответ на выставку «Старый Петербург в коллекции князя В. Н. Аргутинского-Долгорукова», которая открылась в столице две недели назад.

Как сообщил на вернисаже Евгений Богатырев, директор Музея А. С. Пушкина, многие произведения взяты из постоянной экспозиции. На вопрос нашей газеты о самых интересных, Богатырев назвал миниатюрный портрет Пушкина, созданный К. де Местром, когда будущему поэту было три года. Полтора века миниатюра хранилась в семье потомков Матвея Мудрого, личного врача семьи Пушкиных. Этот портрет известен по многочисленным репродукциям, но оригинал крайне редко покидает стены московского музея.

На выставке показан еще один прижизненный и также миниатюрный портрет Пушкина, нарисованный в 1826 году И. Вивьеном де Шатобреном. Интересна так называемая остафьевская копия с известного пушкинского портрета кисти Кипренского. Ее заказал неизвестному художнику Петр Вяземский в память о близком друге.

Особая гордость московского музея – два портрета Елизаветы Яньковой, автора знаменитых «Рассказов бабушки», мемуаров о русском дворянстве, изданных ее внуком Дмитрием Благово. Первый портрет художника Григория Озерова создан, когда «бабушке» было всего 26 лет, второй – акварель Сергея Сударикова – нарисован, когда Янковой было 77. Она дожила до 93 лет, помнила пять поколений дворян и предания, доходившие до времен Петра I.

Из столицы приехали изображения красавиц пушкинского времени. Назовем портреты «прекрасной добрейшей» Веры Гагариной кисти Александра Молинари и Прасковьи Вяземской, созданный Федором Бруни, известным мастером храмовых росписей.

Два портрета напоминают о «Пиковой даме» – это знаменитая Наталья Голицына, изображенная Бенуа Шарлем Митуаром, и Елизавета Фикельмон – работа Франца Шротцберга. Елизавета была дочерью Дарьи (Дол-ли) Фикельмон, некоторые пушкиноведы считают, что в своей повести Пушкин пишет про дом Долли как «дом старой графини».

На разных временных полюсах находятся еще два интересных произведения. В 1799 году Ксавье де Местр изобразил Суворова. Через 115 лет будущая звезда русского авангарда Наталия Гончарова нарисовала с натуры пейзаж «Полотняный завод. Дом над прудом».

Портретную галерею дополняют книги о Москве и произведения прикладного искусства XVIII – середины XIX века. Раритетом выглядит «Карне де бал» – книжка для записи партнеров на балу в виде мини-веера из кости.

Что касается Пушкина и Натали, пришедших на вернисаж, то восковые персоны появились по инициативе петербургского музея. Будем надеяться, что только на время вернисажа. Выставка будет работать по 14 августа 2016 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (5712) от 31.05.2016.


Комментарии