Рубль от Алексея Михайловича

В Строгановском дворце Русский музей открыл выставку со всегда актуальным названием - «Копейка рубль бережет». Она не об искусстве экономить, а о российских денежных реформах от петровского времени до революции.

Рубль от Алексея Михайловича | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Выставка интересна прежде всего коллекционерам. Под стеклом витрин редкие монеты, бумажные знаки, архивные фотографии, связанные с историей денежного обращения в Российской империи. Вдумчивый посетитель, используя аннотации, тоже сможет узнать для себя что-то новое.

Рубль как платежное понятие появился на Руси в ХIII веке. До появления монет в ходу были серебряные слитки-бруски весом 200 граммов. По одной из версий, на их поверхности в результате литья образовывался рубец. «Рубль» - слиток со швом. По другой версии, «рубль» - от слова «рубить»: слиток разрубали пополам.

Название «копейка» связано с реформой 1530-х годов великой княгини Елены Глинской. Тогда в обращение была введена серебряная деньга - «новгородка» с изображением всадника с копьем (отсюда копейка). Само слово стали чеканить на медных монетах при Петре I. На выставке можно увидеть круглую медную копейку петровского времени. Не меньшая редкость в собрании музея - медная копейка и пятак, отчеканенные в год революции.

Слово «рубль» впервые появилось на крупной серебряной монете при царе Алексее Михайловиче, но чеканка рублевиков началась в результате петровской денежной реформы и продолжалась до 1915 года.

На дореволюционных рублевых монетах дом Романовых в лицах - от Петра I до Николая II. В том числе галерея портретов женщин-императриц и даже младенец-император Иоанн Антонович.

Стоит обратить внимание на большой медный «сестрорецкий» рубль 1771 года. Монету весом килограмм, предназначавшуюся для материального обеспечения первых бумажных денег, пытались чеканить на Сестрорецком монетном дворе, но массовый выпуск не удался.

Представлены на выставке и ассигнации - первые русские бумажные деньги, которые ввела в обращение Екатерина II. До нашего времени их дошло немного. Большая редкость и наполеоновки - поддельные русские ассигнации французского производства.

Дополняет экспозицию живопись, графика, произведения декоративно-прикладного искусства, связанные с темой денег.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии