Реинкарнация трех сестер

В Александринском театре премьера – публике представляют новый спектакль Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса». Петербургские любители театра могли видеть работы этого режиссера: оперу «Евгений Онегин», спектакли «Мадам Бовари» и Zholdak Dreams. А значит, понимают, что этот режиссер предпочитает необычные прочтения классики, которые одни принимают с восторгом, а другие – в штыки.

Реинкарнация трех сестер | ФОТО Elnur/shutterstock.com

ФОТО Elnur/shutterstock.com

Легко предположить, что и новый спектакль, поставленный по мотивам «Трех сестер» Чехова, будет воспринят, мягко говоря, неоднозначно. Ключевые слова тут: «по мотивам». Пьесу написал сам режиссер, использовав в ней лишь фрагменты хрестоматийного текста Чехова. Жанр спектакля он определил как «опыт реинкарнации».

Сюжет спектакля, который идет около четырех часов, вкратце таков. 4015 год. Мы присутствуем при научном эксперименте по реинкарнации трех сестер – Маши, Ирины, Ольги. Умершие в 1900 году, сестры обретают новую жизнь. В только что возрожденный мозг загружается текст чеховской пьесы «Три сестры». Звуки, шумы, обрывки фраз вызывают видения прошлого. Всплывшие в памяти слова звучат с той же надеждой и тоской, как тысячи лет назад, и так ли уж важно, куда стремятся героини 41-го века – на отдаленную космическую станцию «Москва» или в древнюю столицу Российской империи...

Фантомы, созданные воображением Чехова, переходят в реальность. Автор утверждает, что это уже не литературные герои, а реальные люди.

Зрители сидят прямо на сцене. Актеры находятся к ним очень близко. Кроме того, над сценой висит большой экран, на котором время от времени можно видеть лица актеров крупным планом. А иногда там идут строчки текста.

– Проблема современного театра, как европейского, так и российского – поиск нового языка, понятного и близкого человеку, который живет в XXI веке, – попытался объяснить свою трактовку Андрий Жолдак. – Я иногда говорю актерам: «Вы молоды, но вы не современны». Что такое быть современным? Улавливать нерв времени, его дух. Мы исчезаем с каждым днем, мы все умрем. Но останется искусство. И по нему люди будут судить о том, как мы жили и что мы чувствовали.

Работа над спектаклем была сложной.

– Было тяжко и мне, и актерам, – говорит Жолдак. – Мы работали по десять часов, каждый день. Мы не разговаривали, не было чаепитий, улыбок. Скорее, репетиции напоминали жесткий бокс.

Я не знаю, как зрители воспримут спектакль. В спектакле много чего зашифровано. Я люблю шифровать. Искусство для того и создается, чтобы шифровать. Потому что все остальное в жизни просто. Приходишь, например, в магазин, там написано: «Молоко». Это молоко и есть, никакой тайны.

На вопрос, почему режиссер перенес действие спектакля в 4015 год, Андрий Жолдак ответил неожиданно:

– Потому что это время моей реинкарнации. Я умру в этом веке, потом очень долго буду камнем в Монголии, у реки. И только в 41-м веке моя душа вновь вселится в живое существо.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (5637) от 05.02.2016.


Комментарии