Разгадывая гения

Сегодня большим гала-концертом в Александринском театре отмечает 70-летие народный артист России Борис Эйфман. Для таких людей, как он, юбилей – лишь повод к размышлению о том, чего удалось достигнуть и что еще предстоит создать на длинном пути искусства под названием «Танец». Накануне дня рождения хореографа наш корреспондент поговорила с теми, кто в разные годы прошел часть этого пути с выдающимся хореографом.

Разгадывая гения | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Ольга РОЗАНОВА,
историк балета, критик, доцент Академии русского балета им. А. Я. Вагановой:

– За сорок лет Борис Эйфман сумел создать уникальную труппу, ни на кого не похожую. Его театр – совершенно особенное явление в российском балете: это всегда очень сложная хореография, напряженное действие, интересная драматургия, продуманные характеры. Эйфман, пожалуй, единственный балетмейстер, который старается проникнуть в область подсознательных человеческих переживаний. Нельзя сказать, что он основатель психологического балета, как иногда пишут, ведь еще в 1930-е годы советский балет обратился к классической литературе. Я бы сказала, что Борис Эйфман создал психический балет – он показывает сложные перипетии взаимоотношений своих героев, исследует жизнь и творчество Чайковского, Родена, Мольера... Порой его хореографическая лексика даже слишком напряженная, на грани истерики.

Он думает о будущем не только своего театра, но всего современного балета в России. Поэтому открыл Академию танца, где ребята осваивают и классику, и другие направления танцевального искусства. Своих артистов, а теперь и учеников, Борис Эйфман ищет по всей России: они должны быть высокие, астенического телосложения, выносливые и способные выдерживать колоссальные нагрузки.

Вообще удивляет его энергия. Он сумел создать знаменитый на весь мир коллектив, выросший из маленькой ленинградской труппы. Все время находит новые идеи, отовсюду черпает вдохновение. Борис Эйфман – человек невероятной одаренности. Но и людей вокруг себя он заставляет работать с такой же самоотдачей.


Олег ГАБЫШЕВ,
ведущий солист Академического театра балета Бориса Эйфмана, исполнитель главных партий в спектаклях текущего репертуара:

– Постоянно возникает ощущение, что Борис Яковлевич работает с нами, как с глиной, стремясь придать нам черты тех или иных персонажей. Я видел, как ставят спектакли другие хореографы: они дают артисту готовый материал, и тот просто должен все правильно исполнить. Но при этом не возникает того ощущения счастья, которое приходит, когда ты сам становишься участником творческого процесса.

Борис Эйфман часто анализирует на сцене жизнь и творчество гениальных людей. Он пытается понять, что вдохновляет их, что ведет по раз и навсегда выбранному пути. Наверное, Борис Яковлевич и свою собственную жизнь постоянно подвергает такому анализу. Художники в своих произведениях всегда в какой-то степени говорят о себе. Муки творчества, через которые Роден проходит в мастерской, Эйфман испытывает в репетиционном зале. Борис Яковлевич невероятно требователен и к себе, и к окружающим. Но иначе невозможно построить успешный творческий коллектив.

Он положительно относится ко всему, что действительно талантливо. А вот хореографию, лишенную идеи, превращенную в аэробику, не приемлет. Он интересуется многим – вплоть до современных гаджетов или блокбастеров, из которых также может что-то почерпнуть для себя. На время репетиций – а они длятся по семь часов в день – Эйфман огораживает себя и своих артистов от окружающего мира, закрывается от всех веяний времени. Однако по своей натуре он невероятно любознательный человек...


Алла ОСИПЕНКО,
народная артистка России, актриса и балетный педагог:

– «Идиот» Бориса Эйфмана был главным спектаклем в моей жизни... Я человек мятущийся, я бежала за балетмейстерами. Но работая с Эйфманом, я работала с Эйфманом. Служила верой и правдой этому коллективу. У меня осталось теплое отношение к ним и у них ко мне. Артисты, с которыми мы создавали этот коллектив, до сих пор навещают меня.

Когда служишь человеку, трудно смотреть на него со стороны. Конечно, он был новатором. На репетициях показывал мне движения и падал в обморок от усталости. Представляете, сколько этот человек отдавал своего внутреннего наполнения! Я не понимаю, что такое «новаторство». Все так или иначе ставят на основе классического танца. Но у каждого появляется своя манера, свой стиль. Бориса Эйфмана привлекали масштабные работы, такие, как наш «Идиот».

Талант Эйфмана сразу оценили за границей. В его труппе не было той безнадежности, когда казалось, что жизнь просидишь в двадцатой линии кордебалета и никуда дальше не продвинешься. Коллектив по-другому дышал.

Я мало знаю Бориса Яковлевича как человека. Он уверен в себе, и если мечется, то где-то глубоко внутри, не показывает свои чувства людям. Если бы я сегодня была молодой танцовщицей и мне предложили выбрать балетмейстера, я бы все равно пошла к Эйфману...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (5749) от 22.07.2016.


Комментарии