Главная городская газета

Раскольников наконец в Петербурге

  • 20.04.2017
  • Анастасия Коврижкина
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Какая ж песня без цветов!

Уже на Невском можно было догадаться, кто из прохожих торопится в этот солнечный день в Шереметевский дворец на Фонтанке, где открывалась выставка, приуроченная к юбилею народной артистки СССР Эдиты Пьехи. Читать полностью

Кармен в «Зазеркалье»

Проспер Мериме тоже там оказался Читать полностью

Одобрено цензурой

Юрий Лотман любил говорить, что зачастую мы куда лучше понимаем культуру, если смотрим не на то, что люди читают, а на то, что читать им запрещено. Читать полностью

Петрушки на Невском

Как уже знают читатели, до 30 июня в Петербурге проходит XIII международный фестиваль КУКАRT, Читать полностью

Lа Volga

Фото французское с нижегородским на выставке Читать полностью

В полет с музыкой

В этом году «Ленинградский диксиленд» отмечает 60-летие. Один из старейших диксилендовых оркестров Европы под управлением Олега Кувайцева еще в советские времена снискал мировую известность. Читать полностью
Раскольников наконец в Петербурге | Фотохроника ТАСС

Фотохроника ТАСС

Уже в течение пяти лет по миру передвигается выставка французского фотографа Сабин Мейер «Портрет человека (Родион Романович Раскольников)». Наконец она добралась и до родины Родиона Романовича.

Сабин Мейер, фотограф из Гавра, поначалу изучала живопись, но как только взяла в руки фотоаппарат, оставила кисть раз и навсегда. Для Мейер фотография - это «театральный» проект с продуманной режиссурой: документальными фото она не занимается принципиально. По ее мнению, объективно отразить реальность посредством фотографии невозможно, поскольку это всегда интерпретация художника. Не случайно на многих работах Мейер в кадр попадает шнур от фотоаппарата как символ присутствия автора.

Серии «Портрет человека (Родион Романович Раскольников)» предшествовали проекты «Автопортреты», демонстрирующие место фотографа в задуманной им истории, и «Метаморфозы», исследующие проблему иллюзорности действительности. Метафорический поиск себя в «ненадежном» пространстве изменчивой реальности продолжился и в серии о Раскольникове, которую теперь можно увидеть в Мемориальном музее Ф. М. Достоевского.

Там же прошла и встреча с Сабин Мейер, которая рассказала, что проект был задуман в Нью-Йорке. Мейер часами гуляла по нему, изучая пространство, размышляя, за какую деталь можно было бы зацепиться при выстраивании внутренней структуры кадра. Музей иммиграции на острове Элисс поразил фотографа: в нем - истории людей, пересекающих океан без денег и уверенности в завтрашнем дне, но с надеждой. Мейер осознала, что, по сути, положение Раскольникова, мучимого тяжелыми размышлениями и томимого той же неизвестностью, схоже с положением иммигрантов.

Итак, герой серии был выбран, возникали первые фотосюжеты, но оставалась главная проблема - найти подходящую модель, которая смогла бы перевоплотиться в Раскольникова. Просмотр актеров театральных студий не дал результата - не было нужного типажа. И тогда Мейер посоветовали прийти на акцию протеста, не без иронии отметив, что там будет много молодых мужчин - вдруг найдется подходящий типаж? Совет оказался пророческим: в толпе Мейер случайно наткнулась на молодого человека - Бенджамена Джорджа Филинсона, безумно похожего на того Раскольникова, который возникал в ее воображении. А пообщавшись с Филинсоном, Мейер узнала, что он имеет русские корни: его прадедушка был родом из России.

Проект смело можно назвать межконтинентальным: он был начат на улицах Нью-Йорка (для фотографа это был первый опыт нестудийной съемки), а закончен во французском Гавре, в студии Мейер. И это еще раз подчеркивает вневременной и внегеографический характер «Преступления и наказания»: для Мейер произведение Достоевского - это трагедия личности, бунтующей против своего «срединного» положения человека, который не может стать богом.

В Петербург приехали лишь 49 фотоснимков серии «Портрет человека», остальные же были продемонстрированы в виде слайд-шоу на проекторе.

Общее впечатление от нашего города, который фотограф посетила уже после создания серии, не изменило восприятие героя «Преступления и наказания», признается Мейер и с улыбкой добавляет:

- Мне очень приятно осознавать, что мой Раскольников наконец посетил Петербург!

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook