Главная городская газета

Раскольников наконец в Петербурге

  • 20.04.2017
  • Анастасия Коврижкина
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Танцы с цветами в Гатчине

В грядущие выходные музей-заповедник «Гатчина» откроет летний сезон. Праздник продлится два дня. Читать полностью

Москвич с Петербургом в душе

Завтра классику отечественной литературы второй половины XX века Андрею Битову исполняется 80 лет. Читать полностью

Танго с вечностью

«Классика в темноте» - программные концерты-шоу под звездным небом Планетария. Читать полностью

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи. Читать полностью

Наш орел на Балканах

В Военно-историческом музее артиллерии открылась выставка «Русский орел на Балканах», посвященная 140-летию начала Русско-турецкой войны. Читать полностью

Роман века

Я еще не видела спектакля А. Праудина по роману Н. Островского «Как закалялась сталь», но в любом случае театр подтолкнет к чтению книги, давно и несправедливо забытой. Читать полностью
Раскольников наконец в Петербурге | Фотохроника ТАСС

Фотохроника ТАСС

Уже в течение пяти лет по миру передвигается выставка французского фотографа Сабин Мейер «Портрет человека (Родион Романович Раскольников)». Наконец она добралась и до родины Родиона Романовича.

Сабин Мейер, фотограф из Гавра, поначалу изучала живопись, но как только взяла в руки фотоаппарат, оставила кисть раз и навсегда. Для Мейер фотография - это «театральный» проект с продуманной режиссурой: документальными фото она не занимается принципиально. По ее мнению, объективно отразить реальность посредством фотографии невозможно, поскольку это всегда интерпретация художника. Не случайно на многих работах Мейер в кадр попадает шнур от фотоаппарата как символ присутствия автора.

Серии «Портрет человека (Родион Романович Раскольников)» предшествовали проекты «Автопортреты», демонстрирующие место фотографа в задуманной им истории, и «Метаморфозы», исследующие проблему иллюзорности действительности. Метафорический поиск себя в «ненадежном» пространстве изменчивой реальности продолжился и в серии о Раскольникове, которую теперь можно увидеть в Мемориальном музее Ф. М. Достоевского.

Там же прошла и встреча с Сабин Мейер, которая рассказала, что проект был задуман в Нью-Йорке. Мейер часами гуляла по нему, изучая пространство, размышляя, за какую деталь можно было бы зацепиться при выстраивании внутренней структуры кадра. Музей иммиграции на острове Элисс поразил фотографа: в нем - истории людей, пересекающих океан без денег и уверенности в завтрашнем дне, но с надеждой. Мейер осознала, что, по сути, положение Раскольникова, мучимого тяжелыми размышлениями и томимого той же неизвестностью, схоже с положением иммигрантов.

Итак, герой серии был выбран, возникали первые фотосюжеты, но оставалась главная проблема - найти подходящую модель, которая смогла бы перевоплотиться в Раскольникова. Просмотр актеров театральных студий не дал результата - не было нужного типажа. И тогда Мейер посоветовали прийти на акцию протеста, не без иронии отметив, что там будет много молодых мужчин - вдруг найдется подходящий типаж? Совет оказался пророческим: в толпе Мейер случайно наткнулась на молодого человека - Бенджамена Джорджа Филинсона, безумно похожего на того Раскольникова, который возникал в ее воображении. А пообщавшись с Филинсоном, Мейер узнала, что он имеет русские корни: его прадедушка был родом из России.

Проект смело можно назвать межконтинентальным: он был начат на улицах Нью-Йорка (для фотографа это был первый опыт нестудийной съемки), а закончен во французском Гавре, в студии Мейер. И это еще раз подчеркивает вневременной и внегеографический характер «Преступления и наказания»: для Мейер произведение Достоевского - это трагедия личности, бунтующей против своего «срединного» положения человека, который не может стать богом.

В Петербург приехали лишь 49 фотоснимков серии «Портрет человека», остальные же были продемонстрированы в виде слайд-шоу на проекторе.

Общее впечатление от нашего города, который фотограф посетила уже после создания серии, не изменило восприятие героя «Преступления и наказания», признается Мейер и с улыбкой добавляет:

- Мне очень приятно осознавать, что мой Раскольников наконец посетил Петербург!

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook