Прыжок великого Гэтсби

Вчера в БКЗ «Октябрьский» состоялась премьера балета «Великий Гэтсби» на музыку Константина Меладзе. А уже сегодня балет покажут на сцене Государственного Кремлевского дворца в Москве. Главную роль в постановке знаменитого американского хореографа Дуайта Родена исполнил Денис Матвиенко. Он же был одним из главных инициаторов создания танцевальной версии романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Накануне премьеры Денис МАТВИЕНКО ответил на вопросы нашего корреспондента.

Прыжок великого Гэтсби | ФОТО предоставлено пресс-службой проекта<br/>Денис и Анастасия Матвиенко в балете «Великий Гэтсби».

ФОТО предоставлено пресс-службой проекта
Денис и Анастасия Матвиенко в балете «Великий Гэтсби».

— Денис, как вы думаете, почему сейчас наблюдается такой всплеск интереса к золотой эпохе Голливуда (сейчас в Петербурге можно увидеть мюзиклы «Пола Негри» и «Голливудская дива», и даже герои оперы «Манон Леско» перемещены в голливудский антураж)?

— 1920 — 1930-е годы — очень колоритное время в Голливуде, которое уже много лет вызывает интерес как у режиссеров и хореографов, так и у дизайнеров. Стиль и музыка того времени очень яркие — это благодатный материал для творческих людей. А история Гэтсби вне времени. Из нее можно легко убрать эпоху и место действия, изменить все, что относит ее к 1920-м годам, но история все равно останется интересной. Она о любви, одиночестве, о большой мечте. История, где каждый герой — личность. Сложно представить более подходящий сюжет для создания балета.


— Я уверена, что для многих балетоманов стал неожиданностью ваш творческий союз с Константином Меладзе.

— На самом деле история простая: мы с моей сестрой Аленой Матвиенко думали над созданием какого-то масштабного балетного проекта. И подумали, что было бы здорово предложить Константину Меладзе, который на ту пору был нашим соседом, написать музыку к большому балету.

Ни для кого не секрет, что Константин невероятно талантливый человек, но не все знают, что он способен создавать не только популярные песни, но и большие музыкальные полотна. Затем возникла тема балета, а лишь потом — хореограф Дуайт Роден. От момента возникновения идеи и до премьеры прошло почти два года. И с каждым днем идея все больше развивалась, и команда обрастала профессионалами.


— Вы открыли для себя какие-то новые грани танца, работая с Дуайтом Роденом?

— Я работаю с ним не первый раз, и мне очень интересна его хореография. Конечно, я открыл для себя новые грани не только в танцевальном искусстве, но и новые возможности своего тела. Хореография Дуайта — то, что можно назвать классическим contemporary dance, но это понятие настолько широкое, что тут можно увидеть и элементы хип-хопа, и уличных танцев, и других стилей. В том числе классики.


— «Великого Гэтсби» танцуют солисты Мариинского театра и американской труппы Complexions. Кажется, это два разных полюса. Насколько был важен диалог противоположностей?

— В «Гэтсби» соединилось не только два полюса. Помимо артистов труппы Complexions и солистов Мариинки у нас есть и ребята, которые попали в проект благодаря открытому кастингу, а также есть солистка Одесского театра оперы и балета и солист Национальной оперы Украины. Когда речь идет о профессиональных артистах, не возникает проблемы с тем, чтобы освоить новую хореографию. Те, кто не способен выйти за рамки классических па-де-де, просто не принимают участия в подобных проектах.


— По вашему мнению, Константин Меладзе создал музыку, которая будет понятна и близка массовому зрителю?

— Мне кажется, вопрос не в том, чтобы эта музыка понравилась широкой публике. Ведь Меладзе уже много лет занимается созданием той музыки, которая нравится миллионам, в этом равных ему нет. Многих интересовало, получится ли у него создать музыку, которая, с одной стороны, понравится балетоманам, а с другой — привлечет к балету тех, у кого никогда не возникала мысль пойти в театр. Если ставить вопрос таким образом, то я могу вас уверить, что музыка получилась потрясающая, и я пока не встречал такого человека, кому бы она не понравилась! Кстати, не только Меладзе создавал музыку для «Гэтсби», часть второго акта написал не менее потрясающий композитор Юрий Шепета. Он уже много лет работает с Константином в качестве аранжировщика, но в качестве соавтора музыки работает впервые. Я думаю, что именно благодаря этому удачному сотрудничеству мы получили красивую и разножанровую музыку.


— Почему современные композиторы так редко пишут балеты? Потому что знаменитые танцовщики охотнее исполняют любимую зрителями классику?

— Конечно, есть артисты, которые не любят экспериментировать. Но не артисты заказывают музыку для балета. Этот вопрос надо задавать продюсерам.


— Вы несколько лет назад решились на постановку экспериментального балета Quatro на музыку Милко Лазара. Вы довольны тем, как приняла его публика?

— И зрители, и критики приняли балет очень хорошо. Премия «Золотая маска» прекрасное тому свидетельство.


— Кажется, сегодня балет постепенно лишается ореола элитарности, чего-то, простым смертным недостижимого. Все чаще хореографы и артисты решаются на взаимодействие с поп-культурой. Вы не против того, чтобы стать ближе к народу?

— Исторически балет был элитарным потому, что в театр ходила только элита. Сегодня аудитория балета сильно расширилась. Каждый человек имеет возможность посещать балетные спектакли, поэтому в XXI веке было бы странно говорить о закрытости этого искусства. Балет может полюбить каждый, ведь это очень красивый вид искусства. Но, для того чтобы научиться воспринимать и понимать балет, необходима определенная подготовка. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы балет взаимодействовал с поп-культурой. Сама «поп-культура» не несет ничего негативного. Негативный окрас это значение приобретает лишь тогда, когда в ней нет вкуса и чувства меры. Если делать все на высоком уровне и грамотно использовать современные инструменты, то можно прекрасно сочетать эти направления. В балете «Великий Гэтсби» мы постарались именно так и сделать.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (5337) от 11.11.2014.


Комментарии