«Помогите мне, я страшно богат!»

Всю сознательную жизнь купеческий сын и золотопромышленник Иннокентий Сибиряков отчаянно боролся со своим огромным состоянием. Строил в Сибири школы и больницы, бесплатные столовые для рабочих, в Петербурге жертвовал на просветительские и научные предприятия и безотказно раздавал ассигнации, принимая у себя дома на Гороховой улице до 400 просителей в день. Победил в этой личной войне с богатством, лишь уйдя от мира и став монахом на Афоне.

«Помогите мне, я страшно богат!» | Иллюстрация simone mescolini shut.jpg/shutterstock.com

Иллюстрация simone mescolini shut.jpg/shutterstock.com

Сибиряков признан местночтимым святым и любим в Греции, но практически забыт на своей родине. Пробел в общественной памяти попыталась восполнить кинокомпания «Русьтелефильм».

Лента увидела свет в год тысячелетия присутствия русских на Афоне. Создатели картины хотели рассказать об этом необыкновенном, очень закрытом от глаз и мистическом месте, но не в форме туристического ролика «посмотрите направо, посмотрите налево», а через образ человека, создавшего «русскую пяту» на Афоне (самое большое православное сооружение здесь — Андреевский скит был построен на деньги Иннокентия Сибирякова в последние три года жизни афонского монаха).

Авторы определяют жанр фильма как «докудрама». Его старались сделать в традициях художественного кино, держась как можно ближе к «тексту» реальной жизни, реконструируя прошлое. Главными источниками информации о «бедном миллионере» Сибирякове были хранящий документы о меценате Институт физической культуры им. Лесгафта и Санкт-Петербургское просветительское общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова).

Как признают историки, без помощи Сибирякова в городах огромной Енисейской губернии в конце XIX века не были бы открыты ни одна публичная библиотека, ни один краеведческий музей. Он тратил огромные деньги «на поддержку не приносящих дохода изданий, которые имеют крупное научное или общественное значение», финансировал этнографические экспедиции, содержал около 70 личных стипендиатов, получавших образование в России и Европе. В Петербурге ему пришлось даже организовать особое бюро, через которое он раздал нуждающимся миллионы рублей. Помимо столицы благотворителя должны были помнить и чтить Томск, Омск, Красноярск, Екатеринбург, Углич... В 1910 году журнал «Приходское чтение» писал: «Он столько сделал добра, что память о нем останется у миллиона сибиряков».

Имена других меценатов (Солодовников, Штиглиц, братья Третьяковы, Солдатенков, Морозов, Мамонтов) произносились с уважением и остались в истории. Сибирякову же при жизни пришлось пройти через клевету и унизительные психиатрические освидетельствования, чтобы отстоять право тратить свои капиталы на благотворительность, забывать же о нем стали задолго до революции.

- Может быть, потому, что человек он был особенный? - размышляет генеральный продюсер кинокомпании «Русьтелефильм» Юлия Иванова. - На долю необыкновенных, к сожалению, выпадает много плохого.

«Помогите мне, я страшно богат, - писал Сибиряков Льву Толстому, чьи издания он также спонсировал. - Чем больше я раздаю, тем больше ко мне приходит». Богатство не сделало его самого счастливым, напротив, отдаляло от людей, с которыми он хотел сблизиться. Но Сибиряков пытался осчастливить других. По воспоминаниям современников, Иннокентий Михайлович рассуждал при этом так: «Если просят, значит, нужно, если можно дать, то и нужно дать, не производя розыска». Деньги прибывали как талая вода, он их переправлял на нужды общества, которое в ответ начало его уничтожать. Даже монахиня, получив пожертвование в пользу Угличского Богоявленского монастыря (Сибиряков отдал всю свободную наличность - 147 тысяч рублей), сообщила о невероятной сумме в полицию, после чего градоначальник Виктор фон Валь приказал опечатать имущество миллионера и разобраться с его дееспособностью...

Как признают кинематографисты, собирать доподлинные детали о жизни Сибирякова было непросто, сведений о нем сохранилось мало.

- Мы полгода искали любовную линию, которая показала бы Сибирякова как человека, во все двери стучались, - вспоминает продюсер фильма. - И вдруг нужная нам дверь распахнулась: в письмах мы нашли упоминание о Марии, его гражданской жене.

Неудавшаяся любовь героя, женщина, отказавшаяся от брака, а позже ради денег свидетельствовавшая против него в суде. Зачем она нужна в православном кино о человеке, документы на которого в 2009 году были поданы в Священный синод комиссией по канонизации Санкт-Петербургской епархии?

- Для меня было важно воссоздать на экране образ живого человека, а не лакированного православного праведника, - говорит исполнитель роли Сибирякова актер Сергей Зотов. - Он же не родился святым с нимбом над головой. Таким он стал, пройдя свой тяжелый путь. Я видел на Афоне монахов - это не какие-то неземные создания, проводящие дни напролет в молитвах. Это люди со своим опытом, прошедшие определенный путь, много работающие и многое умеющие.

Сергей признает, что для него эта работа стала профессиональным вызовом. Ведь играть человека, которого на Афоне причислили к лику святых, - совсем не то, что, скажем, героя-любовника или сыщика. Да еще и делать это в таком месте...

Кстати, творческая группа «Русьтелефильма» оказалась единственной в истории Святой горы, кому разрешили снимать здесь художественную ленту. Настоятель позволил даже снять реликвию - главу святого Иннокентия, хранящуюся в монастыре в серебряном киоте. По афонскому обычаю, через три года после смерти монаха мощи извлекаются из могилы, и если они мироточат и имеют медвяный цвет, для афонитов это признак близости усопшего к Богу. Таких глав в Андреевском скиту всего три, одна из них - Сибирякова.

- На Афоне отец Иннокентий жил не на территории скита, а в келье на Каруле, самом аскетическом месте на Святой горе, на высоте 340 метров, - говорит Зотов. - Я выдохся, когда туда дошел. Монахи рассказали: он целыми днями носил воду из своего колодца для двух тысяч рабочих, которых нанял строить Андреевский собор...

Как утверждают летописцы РПЦ, появление Иннокентия Сибирякова на Афоне было предсказано, когда будущему благотворителю и схимонаху было всего 8 лет. В 1868 году Андреевский скит посетил епископ Полтавский и Переяславский Александр. Братия обратилась к нему с просьбой заложить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, но епископ посоветовал построить эту церковь в другом месте, здесь же заложить храм во имя святого Иннокентия Иркутского. Епископ Александр тогда сказал: «Бог пошлет из Сибири соименного сему святителю благодетеля, который на сем закладе построит храм и больницу». Это и случилось в 1896 году, когда Сибиряков принял постриг и иночество, вступив в Свято-Андреевский скит, который был достроен на его средства.

КСТАТИ

Бесплатные показы фильма «Иннокентий Сибиряков: помогите мне, я страшно богат!» будут проходить до 21 декабря в Святодуховском центре Александро-Невской лавры. Расписание киносеансов на сайте 300lavra.ru.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (5854) от 19.12.2016.


Комментарии