Главная городская газета

Под родную крышу

Возвращаются постройки и утраченные раритеты Павловска

318
Последние материалы Культура

Новый залп «Авроры»

В восьмой раз в Петербурге вручили ежегодную премию «Музейный олимп», учрежденную городскими властями и Союзом музеев России. Читать полностью

Парадоксы Курентзиса

Главным музыкальным событием фестиваля «Дягилев P. S.» стало выступление оркестра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Музыканты исполнили музыку балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. Читать полностью

Поцелованные богом

Средняя специальная музыкальная школа-лицей Санкт-Петербургской консерватории отмечает 80-летие. Сегодня в Большом зале Филармонии состоится юбилейный концерт, в котором примут участие выпускники разных лет. Читать полностью
Под родную крышу | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В музее-заповеднике «Павловск» завершилась реставрация Пиль-башни — одного из самых романтических сооружений Павловского парка.

Для посетителей башня откроется в следующем сезоне, необходимо время для климат-контроля. Но и сегодня ничто не мешает увидеть памятник. Листва облетела, обнажив прямые как стрела дорожки парка. Пиль-башня как на ладони.

Павильон построен в 1790-х годах по проекту Бренны. Для него выбрали место в отдалении от дворца у плотины в долине реки Славянки. Раньше там стояла лесопилка — «пильная мельница». Предполагается, отсюда пошло название нового сооружения. Башню выложили из кирпича, фасады украсили фресковой живописью, имитирующей разрушающуюся каменную кладку. В отделке можно узнать руку мастера живописных обманок Пьетро Гонзаго.

Башня — блестящая архитектурная затея. Использовалась она, скорее всего, для укрытия от непогоды. Императрица Мария Федоровна любила там читать и писать письма. Для этого в комнате на втором этаже была небольшая библиотека, стояли кожаные диваны, горел огонь в мраморном камине.

Позже облик сооружения изменил Воронихин. Мельницу и ветхие строения разобрали, построили каменный мост, плотина превратилась в каскад. Перестроили и лестницу, ведущую на второй этаж.

Пиль-башню капитально ремонтировали в 1939 году. В годы оккупации в ней размещалось подразделение испанской Голубой дивизии. Памятник лишился дверей, окон, камина, живописного плафона, настенной живописи и в значительной степени — лепного убранства.

После войны, уже в 1970-е годы, реставраторы заменили перекрытия, усилили кирпичные стены, восстановили интерьер и покрыли соломой крышу.

С тех пор прошло без малого полстолетия, от работы реставраторов мало что сохранилось. Разрушили памятник вандалы, на этот раз свои отечественные: сломали и сорвали решетки и двери, изуродовали надписями стены. Доступ в павильон пришлось закрыть.

Нынешняя реставрация длилась десять месяцев. О ней для читателей нашей газеты рассказала архитектор ГМЗ «Павловск» Людмила Лаппо.

— Старинный паркет Пиль-башни сгорел при пожаре. При реставрации в 1970-е годы был положен паркет XVIII века из Зубовского корпуса Екатерининского дворца, четыре полутораметровых щита из драгоценных пород дерева: палисандр, амарант, черный мореный дуб, клен. Они сложены так, что не заметны швы. Теперь паркет открыт, можно сказать, заново, расчищен от слоев грязи.

Зеркала и камины «родные» для сооружения. Их привели в порядок. От первоначальной лепнины остался веночек на правой стене, остальное воссоздавали по образцам и сохранившимся осколкам в 1970 году. На этот раз лепнину расчистили и покрасили.

Подлинные живописные полотна украдены в войну. Живописный плафон при предыдущей реставрации воспроизведен с картины Буше в Эрмитаже.

Крыша павильона тростниковая. Тростник отечественный, его нарубили, пропитали антисептиками. По старым технологиям крышу наслаивали слой за слоем, один поверх другого. Время покажет, как тростниковая кровля будет вести себя в дальнейшем.

Проблема в том, как сохранить памятник. Пока рядом с ним в строительном вагончике ночует охрана, на фасаде башни установлены видеокамеры. Парк на ночь закрывается. Но когда это мешало вандалам?

Реставрация Пиль-башни не единственное радостное событие нынешней осени в ГМЗ «Павловск». Директор музея-заповедника Вера Дементьева рассказала о программе «Возвращение». Речь идет о восполнении утрат, понесенных «Павловском» во время музейных распродаж в 1920 — 1930-е годы и во время войны. Возвращаются книги, вещи.

Только что на историческое место в Павловском дворце вернулась картина, написанная немецкой художницей Анной-Доротеей Тербуш-Лисиевской «Молодая девушка перед зеркалом» (на снимке внизу). У этой картины, как и у ее автора, необычная судьба.

2Pod-35.jpgСедьмой ребенок в семье, Анна-Доротея отличалась способностями к живописи, училась у отца — художника-портретиста. Вышла замуж, родила семерых детей, двадцать лет прожила в браке. В сорок четыре года она бросила семью и уехала в Штутгарт, где работала при дворе герцога Вюртембергского. За короткое время написала восемнадцать портретов и была избрана почетным членом Академии художеств.

Спустя четыре года, собрав свои лучшие работы, художница отправилась покорять Париж. В Королевской академии не поверили, что автором таких работ может быть женщина. Однако через два года в возрасте пятидесяти лет Анна-Доротея стала членом академии. Художница дружила с Дидро. Есть версия, что их связывали романтические отношения. Они жили вместе, она писала портрет философа. Эти отношения стали основой фильма «Распутник» режиссера Агийона, где роль художницы исполнила Фанни Ардан.

Тербуш написала около двух сотен картин. Судьба многих неизвестна. Полотно «Молодая девушка перед зеркалом» в 1768 году русский посол в Париже князь Голицын купил у автора через посредство Дидро для императорского Эрмитажа. По повелению Павла I картину передали в Павловский дворец. В 1928 году во время музейных распродаж она ушла с аукциона в Берлине за 3000 немецких марок. Многие десятилетия о судьбе полотна было ничего не известно. Музей купил его при содействии банка «ВТБ» у частного лица. После долгих скитаний «Девушка перед зеркалом» заняла свое историческое место в Павловском дворце.