Победивший время

В Музее Академии художеств открылась выставка Евсея Моисеенко, приуроченная к 100-летию со дня рождения мастера.

Победивший время | ФОТО предоставлено организаторами выставки

ФОТО предоставлено организаторами выставки

Его жизнь была связана с Академией художеств, с Институтом им. Репина, где он учился, откуда ушел на войну, куда вернулся, обогащенный и отягощенный опытом сражений и горького плена. В институте он затем долгие годы преподавал - до самой смерти в 1988 году.

В подходе к любой теме Евсей Евсеевич Моисеенко был особенным. Кто может однозначно ответить на вопрос, считать ли Моисеенко официальным или неофициальным художником? Да, у него было признание, выставки, множество государственных наград. Но разве укладывается его творчество в прокрустово ложе соцреализма? На официальных выставках, нередко приуроченных к очередному юбилею (Ленина ли, революции, комсомола), доминировали тематические картины. Набор сюжетов и тем был ограничен: история - в основном «романтика революции» и Великая Отечественная война, современность в героическом аспекте, будь то полеты в космос, БАМ, трудовые будни рабочих и колхозников. В исторических полотнах Евсея Моисеенко «Красные пришли», «Комиссар», «Черешня», «Песня» притягивает стремление художника найти глубинные причины происходящего, «дойти до самой сути».

Когда смотришь на полотна Моисеенко, становится ясно, что сюжет и тема вовсе не мешают поискам оригинального пластического языка, решению чисто живописных задач, а также искренности и человечности.

Его называли неисправимым романтиком, который, несмотря на телесные и душевные раны, не сломался. Люди, которых он писал, такие же - хлебнувшие горя, но не сломавшиеся. «Партизаны», «Ополченцы», «Матери, сестры», «Победа» - картины, вошедшие в историю советского искусства. О войне он говорил без пафоса - с искренней болью, как очевидец, участник событий. «Я вспоминал ребят-ополченцев, страшно хотелось показать их реально, сделать психологическую вещь, углубиться в характеры», - рассказывал художник о своей картине «Ополченцы».

«Темы Гражданской и Великой Отечественной войн то последовательно, то почти одновременно приходили в мою жизнь художника из далекого детства, из фронтовой юности. Что такое вообще картина? Это определенный пласт жизни, конкретное событие в субъективной, глубоко личной оценке художника. Как мог я оценивать события в стране? Прежде всего с точки зрения моей биографии, моей родословной», - рассказывал Евсей Моисеенко. В этом, пожалуй, и ответ на вопрос, почему его живопись не кажется сейчас антиквариатом, задевает за живое. Человек рассказывает в своей живописи о том, что испытал сам.

В картине «Победа» - радость и горе рядом. «Как тут не вспомнить косяки картин, живописующих это незабываемое событие! Праздничные фейерверки, шелк и бархат знамен, медь литавр, ликующие толпы людей на площадях... У Моисеенко никакой ходульной, привычной романтики. Самый будничный эпизод из войны - два солдата в момент боя на лестничной площадке... «Да победа ли это?» - помню, озадаченно перешептывался кое-кто из зрителей, всматриваясь в эту картину, на первой выставке. Победа. Победа, которая ни на минуту не дает забыть о миллионах и миллионах убитых, о той страшной цене, которой оплачено наше торжество», - писал о картине Федор Абрамов.

Сейчас, когда пытаются пересмотреть историю, нивелировать ценность победы в войне, нам стоит прислушаться к этим словам, внимательно всмотреться в его картины.

Выставка открыта до 15 января.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (5855) от 20.12.2016.


Комментарии