Петь с ощущением чуда

Постоянные читатели нашей газеты знают, что Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга - один из лучших в нашей стране. С главным хормейстером этого коллектива Игорем ГРИБКОВЫМ встретилась наш корреспондент.

Петь с ощущением чуда  | 8Игорь Грибков: «Музыку Баха легче донести до слушателя, если он сидит внизу, а с хоров, будто с неба, доносится пение». ФОТО из архива хора

8Игорь Грибков: «Музыку Баха легче донести до слушателя, если он сидит внизу, а с хоров, будто с неба, доносится пение». ФОТО из архива хора

- Игорь Станиславович, я видела график ваших репетиций. Мне кажется, даже у востребованных звезд меньшая нагрузка.

- Да, мы растем в профессиональном плане, развиваемся. Хор постоянно сотрудничает с Мариинским и Михайловским театрами, концертным отделом Исаакиевского собора, с Большим залом Филармонии...

С некоторых пор мы принимаем участие в органных концертах базилики Св. Екатерины. Надо сказать, что мы первый хоровой коллектив, исполнивший программу концерта не с пресвитерия (то есть с возвышения перед алтарем), что напоминало бы выступление хора со сцены, а именно с хоров - так уже много веков исполняется музыка в действующих католических храмах.

Из выступлений последнего времени следует отметить и концерт «Музыка для арфы» в Мариинском театре. В нем мы исполнили A Ceremony of Carols Бенджамина Бриттена. Это сложнейшее произведение в десяти частях, написанное для детского хора и арфы.

- Даже не верится, что этим детям по десять — двенадцать лет.

- Работоспособность у них феноменальная. Например, была репетиция: за первый час мы выучили два из трех мотетов Мендельсона на латыни (для органного концерта в базилике, который был 1 апреля), за второй час приступили к разучиванию сложнейшего произведения Чайковского «Хвалите Господа с небес», а в конце занятия - к композиции модного сейчас американского хип-хоп-певца и композитора Фаррелла Уильямса для танцевального шоу «Мечтатели» в Мариинском театре. Похоже, надо будет еще и танцевать... Хотя мы сейчас танцевать тоже умеем - после премьеры оперы Владимира Тарнопольского «Правдивая история Золушки» в Мариинском театре. Для нее детям пришлось разучивать танцевальные движения, вплоть до хип-хопа, но их было потом не остановить, так понравилось!

А два года назад мы придумали собрать свой оркестр. Детям очень захотелось спеть программу из песен The Beatles, ABBA, Boney M и Queen. Тогда мы стали думать и поняли, что у нас есть и своя струнная группа, и группа духовых инструментов, и гитара, и бас-гитара, и ударные. Конечно, это, скорее, камерный оркестр, но это оркестр!

- Сколько детей сейчас в вашем хоре?

- У нас на три состава примерно 250 человек - младшая, средняя и концертная группы. В младшей группе занимаются дети от 7 до 10 лет: осваивают азы хорового пения, занимаются сольфеджио. Средний состав - это, скорее, подготовительная группа для участия в концертном хоре, возраст детей средней и концертной групп примерно одинаков. Различается только уровень музыкальной подготовки - в среднем составе дети получают необходимые навыки для участия в концертном хоре. Здесь все очень индивидуально.

- Младшие хористы тоже задействованы в концертах?

- В течение каждого концертного сезона у нас всегда запланировано несколько концертов, в которых принимают участие и младшая и средняя группы. Со своей отдельной программой. С маленькими детьми очень интересно работать. И у них совершенно уникальный звук. Иногда мы это используем, чтобы оживить звучание хорошо знакомых произведений. Например, в прошлом году младший хор в срочном порядке выучил фрагменты кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана». И около 20 малышей вместе с концертным хором вышли на сцену Большого зала Филармонии.

Мальчики младшей и средней групп традиционно принимают участие в операх в Мариинском и Михайловском театрах, девочки - в балете «Щелкунчик» в Михайловском. В этом балете дети исполняют знаменитый «Вальс снежинок» с самого верхнего яруса театра.

Для некоторых проектов нужен хор мальчиков - и это нам тоже теперь по плечу. Сейчас мы готовимся к концерту, посвященному 110-летию Василия Соловьева-Седого в Большом зале Филармонии. Так вот там участвуют только мальчики, около тридцати человек!

- Какими сложными произведениями из своего репертуара вы особенно гордитесь?

- Я теперь не понимаю, что такое сложное произведение. Однажды нужно было выучить детскую песенку, но она далась гораздо труднее, чем, например, сложнейшая оратория Карла Дженкинса «Миротворцы». В прошлом году мы ее исполняли в Большом зале Филармонии с хором Санкт-Петербургского государственного университета и симфоническим оркестром. Эта оратория написана на тексты, авторами которых являются исторические личности - Серафим Саровский, далай-лама, Махатма Ганди, Нельсон Мандела, мать Тереза, Мартин Лютер Кинг... Также в ней использованы цитаты из Библии и Корана. Очень красивая музыка.

15 апреля у нас в Мариинском театре будет Восьмая симфония Малера с маэстро Гергиевым. Значит, мы будем оставаться на третий час вместо двух положенных. Мы занимаемся три раза в неделю, но график требует больше времени...

- Много желающих поступить к вам в хор?

- Мы проводим вступительные прослушивания в первые две недели сентября. Но в течение всего концертного сезона телефон просто разрывается - очень много желающих. У нас нет определенного количества мест в коллективе - всех, кто нам подходит по музыкальным данным, мы принимаем. Как правило, случайно к нам детей никто не приводит, родители понимают, куда привели ребенка и каким требованиям он должен соответствовать, чтобы справиться с нагрузками.

- Появилось так много конкурсов и детских телепроектов. Удивительно, сколько сейчас талантливых детей в России.

- Мне трудно говорить за всех, но за то, что у нас в хоре собраны очень талантливые дети, я точно отвечаю. Мне безумно нравится то, с каким энтузиазмом они рвутся в театр, а ведь, кроме того чтобы петь, в театре надо быть еще и актером. В произведениях Бриттена, которые мы подготовили для Мариинского театра, используется староанглийский язык, и мы освоили это произношение. В хоре занимается девочка, которая будет на будущий год поступать на английскую филологию, она помогла найти методику, как это произносилось в те давние времена. За две репетиции дети выучили песни на португальском языке - мы пели с коллективом Caribian Jazz Orchestra, играющим латиноамериканскую музыку. Если мы поем на французском, то наши участники, обучающиеся в гимназиях с французским языком, ставят произношение.

- Дети поют в соборах духовную музыку. Для них важно знание основ религии?

- Несколько раз в году мы участвуем в службах в храме Св. Николая Чудотворца при Доме ветеранов сцены. Началось это почти случайно - нам предложили исполнить несколько произведений вместе с церковным хором. Служба произвела на детей совершенно неизгладимое впечатление, тогда мы решили - выучим церковный обиход и попробуем своими силами спеть Божественную литургию. Все крупные музыкальные формы, исполняемые во время литургии, у нас в репертуаре уже были. И вот уже несколько лет мы поем в церкви - как полноценный церковный хор.

Я сам иногда пою в церкви, поэтому с последованием (то есть порядком) службы трудностей у нас не возникает. Следующее богослужение нам предстоит на Пасху.

Я стараюсь так подобрать богослужебный репертуар, чтобы это были шедевры: Чайковский, Рахманинов, Бортнянский. Когда маленькие дети поют эту музыку в церкви - надо видеть их глаза!

Есть интересный нюанс. Когда у мальчишек ломается голос, они переживают довольно трудный период своей творческой жизни, потому что начинают звучать уже как мужчины. Для того чтобы поддержать их интерес к хоровому пению, я сделал ряд переложений, и всю духовную музыку мы поем как смешанный хор: подростки поют басовую партию. В историческом смысле это очень правильно - например, Дмитрий Бортнянский работал учителем в хоровом училище и писал свои гениальные хоровые концерты для таких же оболтусов. Вся духовная музыка той эпохи - смешанный хор. Если мы возьмем духовные произведения Баха, Мендельсона и других композиторов, все они писались для хоров мальчиков с тенорами и басами.

Я теперь понимаю, что некоторые произведения, возможно, надо не выносить на сцену, но петь в местах, для которых они были написаны. И музыку Баха легче донести до зрителя, если он сидит внизу, а с хоров, будто с неба, доносится пение.

В прошлом году на пасхальном богослужении детей было просто не остановить, они пели и пели. Наверное, душа ребенка больше открыта Богу. Возможно, он об этом даже не знает, может быть, и не нужно пока знать... Пусть ребенок просто живет с этим ощущением необъяснимого чуда.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии