Главная городская газета

«Пахита» из золотого века

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Спектакль с вишневым вареньем

Театр на Литейном одним из первых открыл новый сезон - 109-й по счету. Читать полностью

Его пианиссимо тает в воздухе

Музыкальный мир потерял выдающегося пианиста, профессора Консерватории, народного артиста РФ Павла Григорьевича Егорова. Читать полностью

Миростроение Джорджа Мартина

Cостоялась пресс-конференция американского писателя, сценариста и продюсера Джорджа Р. Р. Мартина. Читать полностью

От неолита до модерна

Ткани окружают людей с первого до последнего дня, но мало кто знает об их истории и жизни. Читать полностью

«Король шаманов» у Шереметевых

«Музыки мира» покоряют молодых Читать полностью

Живописцы, окуните ваши кисти...

Первый всероссийский пленэр «Санкт-Петербург - столица Российской империи» открылся в зале Градостроительных советов. Читать полностью
Реклама
«Пахита» из золотого века | ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Международный фестиваль балета «Мариинский» театр открыл поистине императорским по размаху трехактным балетом на музыку Эдуарда Дельдевеза «Пахита».

История этого балета уходит к середине ХIХ века, когда в апреле 1846 года французский хореограф Жозеф Мазилье представил публике на сцене театра «Гранд-опера» свой новый двухактный опус, назвав его именем главной героини - «Пахита». На премьере в главной мужской партии выступил Люсьен Петипа, брат прославленного «русского француза» Мариуса Петипа.

Уже через полтора года, в сентябре 1847-го, балет появился в Петербурге на сцене Большого Каменного театра (некоторые источники ошибочно указывают Мариинский театр) в постановке Мариуса Петипа, который выступил в партии главного героя, а роль главной героини исполнила замечательная русская балерина Елена Андреянова. Это была первая постановка Мариуса Петипа в России.

Он расширил хореографию балета, сделав его трехактным, а в последующих редакциях дополнительно сочинил па-де-труа, детскую мазурку и гран-па. Новые версии потребовали новую музыку: так, партитура Дельдевеза пополнилась фрагментами из произведений Минкуса и Дриго. «Пахита» с успехом шла на сцене Мариинского театра до 1926 года, а затем исчезла из репертуара. К счастью, сохранился ее последний акт - свадьба Пахиты, великолепное гран-па, поставленное Петипа на музыку Минкуса, - блистательный парад классического танца, демонстрирующий как виртуозность солистов, так и мастерство кордебалета. Гран-па стало жить независимой жизнью, его возобновляли неоднократно, среди авторов возобновлений были Анна Павлова, Рудольф Нуреев, Наталья Макарова, Константин Боярский, Никита Долгушин, Олег Виноградов.

К созданию новой версии балета «Пахита» Мариинский театр отнесся со всей серьезностью. Хореографию двух актов сочинил солист балета Юрий Смекалов, на счету которого немало полнометражных работ, одноактных миниатюр и концертных номеров. А третий акт, знаменитое гран-па, воссоздал на основе сохранившихся записей спектакля московский хореограф-исследователь Юрий Бурлака.

Юрий Смекалов выступил и в роли либреттиста, так как либретто ХIХ века, изобилующее длиннотами и запутанными сюжетными линиями, явно не годилось для современного театра. За основу своего либретто Юрий Смекалов взял новеллу Сервантеса «Цыганочка», выстроив ясные и логичные линии в отношениях персонажей.

Незатейливая история юной красавицы, во младенческом возрасте украденной цыганкой из дома знатного коррехидора, обрела драматургическую стройность и четкость характеров. В партии Пахиты выступила Виктория Терешкина, танцовщица-виртуоз, тонко передавшая многогранность характера героини - ее непокорный нрав, порывистый темперамент молодости, силу любви и преданность избраннику. Образ женственности, исполненный неги и лукавства, возникал в ее танце. «Испанистый» мотив музыки Терешкина метила звонкими, воздушными прыжками, словно взмывала на гребне музыкальной волны. Ее туры поражали законченностью формы, жесты - широтой и эмоциональной взволнованностью. Партнером Терешкиной стал красавец Тимур Аскеров, исполняющий роль Андреса, юного офицера, сменившего военную амуницию на потрепанный наряд цыгана ради того, чтобы следовать за Пахитой, в которую он страстно влюбился.

Дуэты Терешкиной - Пахиты и Аскерова - Андреса пленили музыкально-инструментальной ясностью, открытостью чувств, в них звучало кипение жизни и счастливый, вольный порыв. В роли злодейки-разлучницы Кардучи выступила юная Рената Шакирова. Танцовщица увлекала драматической стихией игры, ее вариации полны соблазнительных поз, лукавых улыбок, обещания неземного счастья.

Юрий Смекалов тонко уловил стиль Мариуса Петипа: спектакль сохранил стилистическую окраску ушедшего века, одновременно наполнив балет энергией века нынешнего.

В старину заключительный акт «Пахиты» - классические гран-па - называли «фабрикой драгоценностей»: перед зрителями проходят семь вариаций из разных балетов, сочиненных Петипа, различных по технике, настроению, виртуозности - россыпь жемчужин, таинственно мерцающих в бесконечно меняющемся рисунке танца.

«Пахита», созданная нашими современниками, прозвучала как дань уважения золотому веку русского балета, эстетике непревзойденного мастера классического танца - Мариуса Петипа.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook