Главная городская газета

Сокровище нации

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Концерт для мобильника с оркестром

Сверхдинамично прошла церемония вручения премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2016 год. Читать полностью

Могучий гул в шелесте страниц

В Музее Анны Ахматовой представили книгу «Золотая клинопись фонарей в Фонтанке». Она написана старшим научным сотрудником музея Татьяной Поздняковой и директором Ниной Поповой. Читать полностью

Остров фотографической свободы

Все 20 авторов фотографий, видео и анимации не являются поклонниками кубинского социализма, но и не испытывают эйфории от возможного возвращения в страну капитализма после недавней смерти Фиделя Кастро. Читать полностью

Бронзовый Порфирий Петрович и виртуальный Федор Михайлович

В Музее Достоевского состоялась встреча филологов и почитателей творчества русского классика с Сергеем Рублевым, московским журналистом, главным редактором сетевого издания «Федор Михайлович Достоевский. Читать полностью

Когда стал Ленин маленьким

Год столетия Октябрьской революции начался так, что вряд ли стоит сомневаться: уж к концу ноября-то каждый из нас узнает наконец всю правду и о самом событии, и о людях, имеющих к нему отношение... Читать полностью

Меценат родился в апреле

Меценаты не просто люди, которые вынули деньги из собственного кармана, у них особый настрой души. Их присутствие в больнице, детском центре, детской деревне, музее создает ауру доброты. Читать полностью
Сокровище нации |  <em>ФОТО © simon kane предоставлено пресс-службой Александринского театра</em></p>

ФОТО © simon kane предоставлено пресс-службой Александринского театра

Завершился восьмой международный театральный фестиваль «Александринский». Изначально задуманный как смотр спектаклей национальных театров—то есть имеющих особое, а иногда и исключительное значение для культуры своей страны,— этот фестиваль в известной мере обезопасил себя от сомнений в качестве привозимых гостями постановок: это не вопрос искусства, а вопрос статуса. Иногда эти два обстоятельства счастливо совпадают, и «самым главным» театром страны оказывается тот, где на самом деле происходит нечто художественно значимое, иногда это просто инерция многолетней, а то и многовековой традиции. В этом случае зрители имеют возможность судить о том, как то или иное государство воспринимает театральное искусство и, соответственно, делать некоторые выводы об уровне культурного развития самого государства. Тоже небесполезный опыт.

Array
(
    [ID] => 440
    [~ID] => 440
    [CODE] => p_sokrovishche_natsii_p
    [~CODE] => p_sokrovishche_natsii_p
    [XML_ID] => 440
    [~XML_ID] => 440
    [NAME] => Сокровище нации
    [~NAME] => Сокровище нации
    [TAGS] => 
    [~TAGS] => 
    [SORT] => 500
    [~SORT] => 500
    [PREVIEW_TEXT] => 

Завершился восьмой международный театральный фестиваль «Александринский». Изначально задуманный как смотр спектаклей национальных театров &ndash; то есть имеющих особое, а иногда и исключительное значение для культуры своей страны.

[~PREVIEW_TEXT] =>

Завершился восьмой международный театральный фестиваль «Александринский». Изначально задуманный как смотр спектаклей национальных театров &ndash; то есть имеющих особое, а иногда и исключительное значение для культуры своей страны.

[PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 496 [TIMESTAMP_X] => 06.11.2014 00:13:06 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 333 [WIDTH] => 500 [FILE_SIZE] => 63907 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/3e8 [FILE_NAME] => 3e8dd848428664cbc61e501041ab8406.jpg [ORIGINAL_NAME] => 5Sokrovische5.jpg [DESCRIPTION] => ФОТО © simon kane предоставлено пресс-службой Александринского театра

[HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 994f1f8e2568ef211c51478135c90ccd [~src] => [SRC] => /upload/iblock/3e8/3e8dd848428664cbc61e501041ab8406.jpg [ALT] => Сокровище нации [TITLE] => Сокровище нации ) [~PREVIEW_PICTURE] => 496 [DETAIL_TEXT] =>

Александринский театр показал на фестивале два собственных спектакля: «Воспоминания будущего» Валерия Фокина на Главной сцене театра и «Теллурию» Марата Гацалова на Новой сцене. Концептуальный контраст текстов Лермонтова и Сорокина, постмодернистская игра с мейерхольдовским шедевром в одном случае и «деконструкция» остроактуального романа в другом – на самом деле, если бы было необходимо получить наиболее полное впечатление о состоянии дел, умов и профессиональных кондиций в современном российском театре, то достаточно оценить этот неслучайный александринский «дуэт».

Францию на Александринском фестивале представлял театр «Вивариум студио», возглавляемый Филиппом Кеном (в этом году режиссер стал художественным руководителем знаменитого французского театра Нантер-Амандье). В контексте фестиваля «Вивариум студио» – это «неправильные французы», «неправильный» не первостепенный театр. «Правильным» театром была бы Комеди Франсез, как раз и пребывающая в статусе «национального достояния». Но Комеди Франсез в Петербург уже приезжала, а гастроли «Вивариум студио» оказались неожиданным подарком. Оттого что «неправильные пчелы дают неправильный мед», этот мед делается только слаще.

Спектакль Swamp club («Болотный клуб») Филиппа Кена не имел никакого отношения к классической национальной драматургии и не решал никаких судьбоносных для сегодняшней Франции исторических задач, зато оказался превосходным образцом современного искусства, ироничного, презирающего патетику, энигматичного и вызывающе лишенного агрессии.

На Новой сцене Александринки соорудили огромный стеклянный куб, в нем происходила какая-то жизнь, играл настоящий симфонический ансамбль, тут же располагался SPA-салон, а вокруг простиралось натуральное болото – с травкой, кустиками, цаплями и всевозможной живностью (представленной в основном в виде чучел). Незабываемым театральным впечатлением оказался выход гигантского крота – хранителя здешних таинственных экологически чистых мест.

Не успели зрители – вместе с новоприбывшими членами «Болотного клуба» – привыкнуть к экзотическим правилам и насладиться расслабляющей медитативной атмосферой, как выяснилось, что всей экосистеме грозит некая смутно формулируемая опасность, и надо спасаться и спасать крота. Все ли цапли уцелели от неведомой напасти, определенно сказать невозможно, но, безусловно, самым ценным достоянием «Болотного клуба» была удивительная безмятежность и терпеливая кротость населяющих его неутомимых существ. «Экологически чистые» эмоции, не загрязненные ни страхом, ни тревогой, ни суетой, оказались главным сокровищем заповедного мира, выстроенного Филиппом Кеном.

Принципиально иное пространство было предъявлено публике в спектакле Национального венгерского театра «Йоханна на костре» – оратория Артюра Онеггера на текст поэмы Поля Клоделя «Жанна д,Арк на костре» в постановке Аттилы Виднянского потребовала участия трех хоров, огромной массовки, большого оркестра, вокалистов, танцовщиков, драматических артистов и детского коллектива. Оркестранты старались не задевать смычками зрителей первых рядов, в ложе появлялись актеры, облаченные в костюмы адских свиней (дьявол подстерегал святую Жанну в самых разнообразных обличиях), на сцене сооружали монументальную конструкцию из растерзанных книг...

В общем, «огромные массы масс», едва поместившиеся в пространство Александринки, пытались представить зрелище, достойное средневековой мистерии. Однако вместо «тотального театра» публика увидела, скорее, образчик театра тоталитарного – архаичного, помпезного, высокопарного, изобилующего нравоучительными банальностями и тяжеловесными метафорами, поэзия из которых исчезла еще в прошлом веке.

Завершился Александринский фестиваль спектаклем английского театра «Глобус». Доминик Дромгул, нынешний худрук театра, поставил комедию Шекспира «Сон в летнюю ночь». Как известно, свой Национальный театр в Англии есть, и весьма успешный. Но «Глобус» – это одновременно и больше, и меньше, чем просто театр: это мечта о театре, вдохновенная фантазия, вечно стремящаяся к недостижимому идеалу. Тщательно реконструированное в 1997 году здание театра, построенное в трехстах метрах от «того самого» шекспировского «Глобуса», само по себе является фантастическим театральным аттракционом. Здесь – на глазах у стоячего партера, под открытым небом, при естественном освещении, на фоне несменяемых декораций, в елизаветинских костюмах – играют в театр Шекспира.

Однако любые самые искренние и честные попытки сыграть «как тогда», четыреста с лишним лет назад, заведомо обречены на провал – слишком уж изменились с тех пор представления об актерской игре, о том, что такое «простота и естественность» на сцене. Если бы вдруг на самом деле удалось воспроизвести аутентичный вариант спектакля шекспировских времен, не показалось ли бы это всего лишь пародией на легенду? (Похожим вопросом задавался и Валерий Фокин в «Воспоминаниях будущего», обращаясь к «Маскараду» Мейерхольда.)

Но, с другой стороны, зрителей до сих пор смешат или пугают старинные «шутки, свойственные театру», фривольные ужимки и потешные гримасы, отрезанные бутафорские головы и потоки крови (в «Глобусе» играют не только комедии), внезапно упавшие штаны и неожиданные пинки и падения, лукавые актерские апарты и подмигивания партеру. В этом парадоксе и состоит главный трюк сегодняшнего «Глобуса»: стилизуя свои спектакли под постановки елизаветинских времен, этот театр остается современным.

Переполненный разнообразными гэгами «Сон в летнюю ночь», где на фоне нарисованного на куске холста волшебного леса сновали одетые в шкуры, кожу, перья и звериные маски мифические существа во главе с похожими на кельтских богов Титанией и Обероном, где квартет влюбленных упражнялся в поэтической риторике и атлетизме, на бегу решая свои любовные проблемы, а «афинские ремесленники» из самодеятельного театра неутомимо сыпали шутками, в которых XVI век преспокойно смешивался с XXI, показался публике освежающе простодушным. Количество и качество профессионального мастерства, затраченного на это «простодушие», не может не восхищать: создать иллюзию простоты, при этом ни на секунду не заставив скучать, – это изысканное искусство. В конце концов «публике нужно одно и то ж», – пел шекспировский Шут.

[~DETAIL_TEXT] =>

Александринский театр показал на фестивале два собственных спектакля: «Воспоминания будущего» Валерия Фокина на Главной сцене театра и «Теллурию» Марата Гацалова на Новой сцене. Концептуальный контраст текстов Лермонтова и Сорокина, постмодернистская игра с мейерхольдовским шедевром в одном случае и «деконструкция» остроактуального романа в другом – на самом деле, если бы было необходимо получить наиболее полное впечатление о состоянии дел, умов и профессиональных кондиций в современном российском театре, то достаточно оценить этот неслучайный александринский «дуэт».

Францию на Александринском фестивале представлял театр «Вивариум студио», возглавляемый Филиппом Кеном (в этом году режиссер стал художественным руководителем знаменитого французского театра Нантер-Амандье). В контексте фестиваля «Вивариум студио» – это «неправильные французы», «неправильный» не первостепенный театр. «Правильным» театром была бы Комеди Франсез, как раз и пребывающая в статусе «национального достояния». Но Комеди Франсез в Петербург уже приезжала, а гастроли «Вивариум студио» оказались неожиданным подарком. Оттого что «неправильные пчелы дают неправильный мед», этот мед делается только слаще.

Спектакль Swamp club («Болотный клуб») Филиппа Кена не имел никакого отношения к классической национальной драматургии и не решал никаких судьбоносных для сегодняшней Франции исторических задач, зато оказался превосходным образцом современного искусства, ироничного, презирающего патетику, энигматичного и вызывающе лишенного агрессии.

На Новой сцене Александринки соорудили огромный стеклянный куб, в нем происходила какая-то жизнь, играл настоящий симфонический ансамбль, тут же располагался SPA-салон, а вокруг простиралось натуральное болото – с травкой, кустиками, цаплями и всевозможной живностью (представленной в основном в виде чучел). Незабываемым театральным впечатлением оказался выход гигантского крота – хранителя здешних таинственных экологически чистых мест.

Не успели зрители – вместе с новоприбывшими членами «Болотного клуба» – привыкнуть к экзотическим правилам и насладиться расслабляющей медитативной атмосферой, как выяснилось, что всей экосистеме грозит некая смутно формулируемая опасность, и надо спасаться и спасать крота. Все ли цапли уцелели от неведомой напасти, определенно сказать невозможно, но, безусловно, самым ценным достоянием «Болотного клуба» была удивительная безмятежность и терпеливая кротость населяющих его неутомимых существ. «Экологически чистые» эмоции, не загрязненные ни страхом, ни тревогой, ни суетой, оказались главным сокровищем заповедного мира, выстроенного Филиппом Кеном.

Принципиально иное пространство было предъявлено публике в спектакле Национального венгерского театра «Йоханна на костре» – оратория Артюра Онеггера на текст поэмы Поля Клоделя «Жанна д,Арк на костре» в постановке Аттилы Виднянского потребовала участия трех хоров, огромной массовки, большого оркестра, вокалистов, танцовщиков, драматических артистов и детского коллектива. Оркестранты старались не задевать смычками зрителей первых рядов, в ложе появлялись актеры, облаченные в костюмы адских свиней (дьявол подстерегал святую Жанну в самых разнообразных обличиях), на сцене сооружали монументальную конструкцию из растерзанных книг...

В общем, «огромные массы масс», едва поместившиеся в пространство Александринки, пытались представить зрелище, достойное средневековой мистерии. Однако вместо «тотального театра» публика увидела, скорее, образчик театра тоталитарного – архаичного, помпезного, высокопарного, изобилующего нравоучительными банальностями и тяжеловесными метафорами, поэзия из которых исчезла еще в прошлом веке.

Завершился Александринский фестиваль спектаклем английского театра «Глобус». Доминик Дромгул, нынешний худрук театра, поставил комедию Шекспира «Сон в летнюю ночь». Как известно, свой Национальный театр в Англии есть, и весьма успешный. Но «Глобус» – это одновременно и больше, и меньше, чем просто театр: это мечта о театре, вдохновенная фантазия, вечно стремящаяся к недостижимому идеалу. Тщательно реконструированное в 1997 году здание театра, построенное в трехстах метрах от «того самого» шекспировского «Глобуса», само по себе является фантастическим театральным аттракционом. Здесь – на глазах у стоячего партера, под открытым небом, при естественном освещении, на фоне несменяемых декораций, в елизаветинских костюмах – играют в театр Шекспира.

Однако любые самые искренние и честные попытки сыграть «как тогда», четыреста с лишним лет назад, заведомо обречены на провал – слишком уж изменились с тех пор представления об актерской игре, о том, что такое «простота и естественность» на сцене. Если бы вдруг на самом деле удалось воспроизвести аутентичный вариант спектакля шекспировских времен, не показалось ли бы это всего лишь пародией на легенду? (Похожим вопросом задавался и Валерий Фокин в «Воспоминаниях будущего», обращаясь к «Маскараду» Мейерхольда.)

Но, с другой стороны, зрителей до сих пор смешат или пугают старинные «шутки, свойственные театру», фривольные ужимки и потешные гримасы, отрезанные бутафорские головы и потоки крови (в «Глобусе» играют не только комедии), внезапно упавшие штаны и неожиданные пинки и падения, лукавые актерские апарты и подмигивания партеру. В этом парадоксе и состоит главный трюк сегодняшнего «Глобуса»: стилизуя свои спектакли под постановки елизаветинских времен, этот театр остается современным.

Переполненный разнообразными гэгами «Сон в летнюю ночь», где на фоне нарисованного на куске холста волшебного леса сновали одетые в шкуры, кожу, перья и звериные маски мифические существа во главе с похожими на кельтских богов Титанией и Обероном, где квартет влюбленных упражнялся в поэтической риторике и атлетизме, на бегу решая свои любовные проблемы, а «афинские ремесленники» из самодеятельного театра неутомимо сыпали шутками, в которых XVI век преспокойно смешивался с XXI, показался публике освежающе простодушным. Количество и качество профессионального мастерства, затраченного на это «простодушие», не может не восхищать: создать иллюзию простоты, при этом ни на секунду не заставив скучать, – это изысканное искусство. В конце концов «публике нужно одно и то ж», – пел шекспировский Шут.

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [SRC] => /upload/iblock/3e8/3e8dd848428664cbc61e501041ab8406.jpg [WIDTH] => 500 [HEIGHT] => 333 [DESCRIPTION] => ФОТО © simon kane предоставлено пресс-службой Александринского театра

) [~DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 06.11.2014 00:03:54 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 06.11.2014 00:03:54 [ACTIVE_FROM] => 06.11.2014 00:03:54 [~ACTIVE_FROM] => 06.11.2014 00:03:54 [DATE_ACTIVE_TO] => [~DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [~ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 275 [~SHOW_COUNTER] => 275 [SHOW_COUNTER_START] => 06.11.2014 00:11:04 [~SHOW_COUNTER_START] => 06.11.2014 00:11:04 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [~IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 06.11.2014 00:10:28 [~DATE_CREATE] => 06.11.2014 00:10:28 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [~CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:13:13 [~TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:13:13 [MODIFIED_BY] => 1 [~MODIFIED_BY] => 1 [USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [~USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [IBLOCK_SECTION_ID] => 93 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 93 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/culture/p_sokrovishche_natsii_p/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/culture/p_sokrovishche_natsii_p/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [EXTERNAL_ID] => 440 [~EXTERNAL_ID] => 440 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 06.11.2014 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Сокровище нации, Культура, , Лилия ШИТЕНБУРГ [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => <p>Завершился восьмой международный театральный фестиваль «Александринский». Изначально задуманный как смотр спектаклей национальных театров &amp;ndash; то есть имеющих особое, а иногда и исключительное значение для культуры своей страны.</p> [SECTION_META_TITLE] => Сокровище нации [SECTION_META_KEYWORDS] => Сокровище нации [SECTION_PAGE_TITLE] => Сокровище нации [ELEMENT_META_TITLE] => Сокровище нации ) [FIELDS] => Array ( [ID] => 440 [CODE] => p_sokrovishche_natsii_p [XML_ID] => 440 [NAME] => Сокровище нации [TAGS] => [SORT] => 500 [PREVIEW_TEXT] =>

Завершился восьмой международный театральный фестиваль «Александринский». Изначально задуманный как смотр спектаклей национальных театров &ndash; то есть имеющих особое, а иногда и исключительное значение для культуры своей страны.

[PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 496 [TIMESTAMP_X] => 06.11.2014 00:13:06 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 333 [WIDTH] => 500 [FILE_SIZE] => 63907 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/3e8 [FILE_NAME] => 3e8dd848428664cbc61e501041ab8406.jpg [ORIGINAL_NAME] => 5Sokrovische5.jpg [DESCRIPTION] => ФОТО © simon kane предоставлено пресс-службой Александринского театра

[HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 994f1f8e2568ef211c51478135c90ccd [~src] => [SRC] => /upload/iblock/3e8/3e8dd848428664cbc61e501041ab8406.jpg [ALT] => Сокровище нации [TITLE] => Сокровище нации ) [DETAIL_TEXT] =>

Александринский театр показал на фестивале два собственных спектакля: «Воспоминания будущего» Валерия Фокина на Главной сцене театра и «Теллурию» Марата Гацалова на Новой сцене. Концептуальный контраст текстов Лермонтова и Сорокина, постмодернистская игра с мейерхольдовским шедевром в одном случае и «деконструкция» остроактуального романа в другом – на самом деле, если бы было необходимо получить наиболее полное впечатление о состоянии дел, умов и профессиональных кондиций в современном российском театре, то достаточно оценить этот неслучайный александринский «дуэт».

Францию на Александринском фестивале представлял театр «Вивариум студио», возглавляемый Филиппом Кеном (в этом году режиссер стал художественным руководителем знаменитого французского театра Нантер-Амандье). В контексте фестиваля «Вивариум студио» – это «неправильные французы», «неправильный» не первостепенный театр. «Правильным» театром была бы Комеди Франсез, как раз и пребывающая в статусе «национального достояния». Но Комеди Франсез в Петербург уже приезжала, а гастроли «Вивариум студио» оказались неожиданным подарком. Оттого что «неправильные пчелы дают неправильный мед», этот мед делается только слаще.

Спектакль Swamp club («Болотный клуб») Филиппа Кена не имел никакого отношения к классической национальной драматургии и не решал никаких судьбоносных для сегодняшней Франции исторических задач, зато оказался превосходным образцом современного искусства, ироничного, презирающего патетику, энигматичного и вызывающе лишенного агрессии.

На Новой сцене Александринки соорудили огромный стеклянный куб, в нем происходила какая-то жизнь, играл настоящий симфонический ансамбль, тут же располагался SPA-салон, а вокруг простиралось натуральное болото – с травкой, кустиками, цаплями и всевозможной живностью (представленной в основном в виде чучел). Незабываемым театральным впечатлением оказался выход гигантского крота – хранителя здешних таинственных экологически чистых мест.

Не успели зрители – вместе с новоприбывшими членами «Болотного клуба» – привыкнуть к экзотическим правилам и насладиться расслабляющей медитативной атмосферой, как выяснилось, что всей экосистеме грозит некая смутно формулируемая опасность, и надо спасаться и спасать крота. Все ли цапли уцелели от неведомой напасти, определенно сказать невозможно, но, безусловно, самым ценным достоянием «Болотного клуба» была удивительная безмятежность и терпеливая кротость населяющих его неутомимых существ. «Экологически чистые» эмоции, не загрязненные ни страхом, ни тревогой, ни суетой, оказались главным сокровищем заповедного мира, выстроенного Филиппом Кеном.

Принципиально иное пространство было предъявлено публике в спектакле Национального венгерского театра «Йоханна на костре» – оратория Артюра Онеггера на текст поэмы Поля Клоделя «Жанна д,Арк на костре» в постановке Аттилы Виднянского потребовала участия трех хоров, огромной массовки, большого оркестра, вокалистов, танцовщиков, драматических артистов и детского коллектива. Оркестранты старались не задевать смычками зрителей первых рядов, в ложе появлялись актеры, облаченные в костюмы адских свиней (дьявол подстерегал святую Жанну в самых разнообразных обличиях), на сцене сооружали монументальную конструкцию из растерзанных книг...

В общем, «огромные массы масс», едва поместившиеся в пространство Александринки, пытались представить зрелище, достойное средневековой мистерии. Однако вместо «тотального театра» публика увидела, скорее, образчик театра тоталитарного – архаичного, помпезного, высокопарного, изобилующего нравоучительными банальностями и тяжеловесными метафорами, поэзия из которых исчезла еще в прошлом веке.

Завершился Александринский фестиваль спектаклем английского театра «Глобус». Доминик Дромгул, нынешний худрук театра, поставил комедию Шекспира «Сон в летнюю ночь». Как известно, свой Национальный театр в Англии есть, и весьма успешный. Но «Глобус» – это одновременно и больше, и меньше, чем просто театр: это мечта о театре, вдохновенная фантазия, вечно стремящаяся к недостижимому идеалу. Тщательно реконструированное в 1997 году здание театра, построенное в трехстах метрах от «того самого» шекспировского «Глобуса», само по себе является фантастическим театральным аттракционом. Здесь – на глазах у стоячего партера, под открытым небом, при естественном освещении, на фоне несменяемых декораций, в елизаветинских костюмах – играют в театр Шекспира.

Однако любые самые искренние и честные попытки сыграть «как тогда», четыреста с лишним лет назад, заведомо обречены на провал – слишком уж изменились с тех пор представления об актерской игре, о том, что такое «простота и естественность» на сцене. Если бы вдруг на самом деле удалось воспроизвести аутентичный вариант спектакля шекспировских времен, не показалось ли бы это всего лишь пародией на легенду? (Похожим вопросом задавался и Валерий Фокин в «Воспоминаниях будущего», обращаясь к «Маскараду» Мейерхольда.)

Но, с другой стороны, зрителей до сих пор смешат или пугают старинные «шутки, свойственные театру», фривольные ужимки и потешные гримасы, отрезанные бутафорские головы и потоки крови (в «Глобусе» играют не только комедии), внезапно упавшие штаны и неожиданные пинки и падения, лукавые актерские апарты и подмигивания партеру. В этом парадоксе и состоит главный трюк сегодняшнего «Глобуса»: стилизуя свои спектакли под постановки елизаветинских времен, этот театр остается современным.

Переполненный разнообразными гэгами «Сон в летнюю ночь», где на фоне нарисованного на куске холста волшебного леса сновали одетые в шкуры, кожу, перья и звериные маски мифические существа во главе с похожими на кельтских богов Титанией и Обероном, где квартет влюбленных упражнялся в поэтической риторике и атлетизме, на бегу решая свои любовные проблемы, а «афинские ремесленники» из самодеятельного театра неутомимо сыпали шутками, в которых XVI век преспокойно смешивался с XXI, показался публике освежающе простодушным. Количество и качество профессионального мастерства, затраченного на это «простодушие», не может не восхищать: создать иллюзию простоты, при этом ни на секунду не заставив скучать, – это изысканное искусство. В конце концов «публике нужно одно и то ж», – пел шекспировский Шут.

[DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 06.11.2014 00:03:54 [ACTIVE_FROM] => 06.11.2014 00:03:54 [DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 275 [SHOW_COUNTER_START] => 06.11.2014 00:11:04 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 06.11.2014 00:10:28 [CREATED_BY] => 1 [CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:13:13 [MODIFIED_BY] => 1 [USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti ) [PROPERTIES] => Array ( [SUBNAME] => Array ( [ID] => 56 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Подзаголовок [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUBNAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Подзаголовок [~DEFAULT_VALUE] => ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2853 [VALUE] => Лилия ШИТЕНБУРГ [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Лилия ШИТЕНБУРГ [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => ) [JOURNALIST] => Array ( [ID] => 61 [TIMESTAMP_X] => 2017-02-19 00:02:24 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Журналист [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => JOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 9 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Журналист [~DEFAULT_VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2854 [VALUE] => 439 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 439 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => ) [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2855 [VALUE] => Array ( [TEXT] => <p>Завершился восьмой международный театральный фестиваль «Александринский». Изначально задуманный как смотр спектаклей национальных театров—то есть имеющих особое, а иногда и исключительное значение для культуры своей страны,— этот фестиваль в известной мере обезопасил себя от сомнений в качестве привозимых гостями постановок: это не вопрос искусства, а вопрос статуса. Иногда эти два обстоятельства счастливо совпадают, и «самым главным» театром страны оказывается тот, где на самом деле происходит нечто художественно значимое, иногда это просто инерция многолетней, а то и многовековой традиции. В этом случае зрители имеют возможность судить о том, как то или иное государство воспринимает театральное искусство и, соответственно, делать некоторые выводы об уровне культурного развития самого государства. Тоже небесполезный опыт.</p> [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] =>

Завершился восьмой международный театральный фестиваль «Александринский». Изначально задуманный как смотр спектаклей национальных театров—то есть имеющих особое, а иногда и исключительное значение для культуры своей страны,— этот фестиваль в известной мере обезопасил себя от сомнений в качестве привозимых гостями постановок: это не вопрос искусства, а вопрос статуса. Иногда эти два обстоятельства счастливо совпадают, и «самым главным» театром страны оказывается тот, где на самом деле происходит нечто художественно значимое, иногда это просто инерция многолетней, а то и многовековой традиции. В этом случае зрители имеют возможность судить о том, как то или иное государство воспринимает театральное искусство и, соответственно, делать некоторые выводы об уровне культурного развития самого государства. Тоже небесполезный опыт.

[TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2861 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2857 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N ) [TO_MAIN] => Array ( [ID] => 66 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:32:43 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => На главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TO_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => На главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [ONLY_SITE] => Array ( [ID] => 77 [TIMESTAMP_X] => 2015-03-24 23:29:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Только на сайте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ONLY_SITE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Только на сайте [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTO_LINK] => Array ( [ID] => 78 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-07 12:41:19 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Ссылка под фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PHOTO_LINK [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ссылка под фото [~DEFAULT_VALUE] => ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N ) [SLIDER_1] => Array ( [ID] => 103 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_1# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_1 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_1# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_2] => Array ( [ID] => 104 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_2# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_2 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_2# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_3] => Array ( [ID] => 105 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_3# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_3 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_3# [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_SLIDER] => Array ( [ID] => 106 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Слайдер вместо главной картинки [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайдер вместо главной картинки [~DEFAULT_VALUE] => ) [STATUS] => Array ( [ID] => 107 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Статус публикации [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => STATUS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Статус публикации [~DEFAULT_VALUE] => ) [IS_FIRST] => Array ( [ID] => 108 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IS_FIRST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 109 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => Array ( ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => video [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [BUFFER_LENGTH] => 10 [CONTROLBAR] => bottom [AUTOSTART] => N [VOLUME] => 90 [SKIN] => [FLASHVARS] => [WMODE_FLV] => transparent [BGCOLOR] => FFFFFF [COLOR] => 000000 [OVER_COLOR] => 000000 [SCREEN_COLOR] => 000000 [SILVERVARS] => [WMODE_WMV] => windowless [WIDTH] => 400 [HEIGHT] => 300 [SMART_FILTER] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => Array ( ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => Array ( ) ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2855 [VALUE] => Array ( [TEXT] => <p>Завершился восьмой международный театральный фестиваль «Александринский». Изначально задуманный как смотр спектаклей национальных театров—то есть имеющих особое, а иногда и исключительное значение для культуры своей страны,— этот фестиваль в известной мере обезопасил себя от сомнений в качестве привозимых гостями постановок: это не вопрос искусства, а вопрос статуса. Иногда эти два обстоятельства счастливо совпадают, и «самым главным» театром страны оказывается тот, где на самом деле происходит нечто художественно значимое, иногда это просто инерция многолетней, а то и многовековой традиции. В этом случае зрители имеют возможность судить о том, как то или иное государство воспринимает театральное искусство и, соответственно, делать некоторые выводы об уровне культурного развития самого государства. Тоже небесполезный опыт.</p> [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] =>

Завершился восьмой международный театральный фестиваль «Александринский». Изначально задуманный как смотр спектаклей национальных театров—то есть имеющих особое, а иногда и исключительное значение для культуры своей страны,— этот фестиваль в известной мере обезопасил себя от сомнений в качестве привозимых гостями постановок: это не вопрос искусства, а вопрос статуса. Иногда эти два обстоятельства счастливо совпадают, и «самым главным» театром страны оказывается тот, где на самом деле происходит нечто художественно значимое, иногда это просто инерция многолетней, а то и многовековой традиции. В этом случае зрители имеют возможность судить о том, как то или иное государство воспринимает театральное искусство и, соответственно, делать некоторые выводы об уровне культурного развития самого государства. Тоже небесполезный опыт.

[TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] =>

Завершился восьмой международный театральный фестиваль «Александринский». Изначально задуманный как смотр спектаклей национальных театров—то есть имеющих особое, а иногда и исключительное значение для культуры своей страны,— этот фестиваль в известной мере обезопасил себя от сомнений в качестве привозимых гостями постановок: это не вопрос искусства, а вопрос статуса. Иногда эти два обстоятельства счастливо совпадают, и «самым главным» театром страны оказывается тот, где на самом деле происходит нечто художественно значимое, иногда это просто инерция многолетней, а то и многовековой традиции. В этом случае зрители имеют возможность судить о том, как то или иное государство воспринимает театральное искусство и, соответственно, делать некоторые выводы об уровне культурного развития самого государства. Тоже небесполезный опыт.

) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2853 [VALUE] => Лилия ШИТЕНБУРГ [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Лилия ШИТЕНБУРГ [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Лилия ШИТЕНБУРГ ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2854 [VALUE] => 439 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 439 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => 208 (5334) [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2861 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2857 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Да ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 10 [~ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [~TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [PICTURE] => 12198 [~PICTURE] => 12198 [DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [~DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => Y [~RSS_FILE_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_LIMIT] => -1 [~RSS_FILE_LIMIT] => -1 [RSS_FILE_DAYS] => 1 [~RSS_FILE_DAYS] => 1 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [~TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => C [~LIST_MODE] => C [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [PROPERTY_INDEX] => Y [~PROPERTY_INDEX] => Y [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru [~SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 93 [~ID] => 93 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-18 13:50:16 [~TIMESTAMP_X] => 2014-07-18 13:50:16 [MODIFIED_BY] => 1 [~MODIFIED_BY] => 1 [DATE_CREATE] => 2014-07-18 13:50:16 [~DATE_CREATE] => 2014-07-18 13:50:16 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Культура [~NAME] => Культура [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 9 [~LEFT_MARGIN] => 9 [RIGHT_MARGIN] => 10 [~RIGHT_MARGIN] => 10 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => КУЛЬТУРА [~SEARCHABLE_CONTENT] => КУЛЬТУРА [CODE] => culture [~CODE] => culture [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/culture/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/culture/ [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Культура, Статьи, , [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_META_TITLE] => Культура [SECTION_META_KEYWORDS] => Культура [SECTION_PAGE_TITLE] => Культура [ELEMENT_META_TITLE] => Культура ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/culture/ )

Александринский театр показал на фестивале два собственных спектакля: «Воспоминания будущего» Валерия Фокина на Главной сцене театра и «Теллурию» Марата Гацалова на Новой сцене. Концептуальный контраст текстов Лермонтова и Сорокина, постмодернистская игра с мейерхольдовским шедевром в одном случае и «деконструкция» остроактуального романа в другом – на самом деле, если бы было необходимо получить наиболее полное впечатление о состоянии дел, умов и профессиональных кондиций в современном российском театре, то достаточно оценить этот неслучайный александринский «дуэт».

Францию на Александринском фестивале представлял театр «Вивариум студио», возглавляемый Филиппом Кеном (в этом году режиссер стал художественным руководителем знаменитого французского театра Нантер-Амандье). В контексте фестиваля «Вивариум студио» – это «неправильные французы», «неправильный» не первостепенный театр. «Правильным» театром была бы Комеди Франсез, как раз и пребывающая в статусе «национального достояния». Но Комеди Франсез в Петербург уже приезжала, а гастроли «Вивариум студио» оказались неожиданным подарком. Оттого что «неправильные пчелы дают неправильный мед», этот мед делается только слаще.

Спектакль Swamp club («Болотный клуб») Филиппа Кена не имел никакого отношения к классической национальной драматургии и не решал никаких судьбоносных для сегодняшней Франции исторических задач, зато оказался превосходным образцом современного искусства, ироничного, презирающего патетику, энигматичного и вызывающе лишенного агрессии.

На Новой сцене Александринки соорудили огромный стеклянный куб, в нем происходила какая-то жизнь, играл настоящий симфонический ансамбль, тут же располагался SPA-салон, а вокруг простиралось натуральное болото – с травкой, кустиками, цаплями и всевозможной живностью (представленной в основном в виде чучел). Незабываемым театральным впечатлением оказался выход гигантского крота – хранителя здешних таинственных экологически чистых мест.

Не успели зрители – вместе с новоприбывшими членами «Болотного клуба» – привыкнуть к экзотическим правилам и насладиться расслабляющей медитативной атмосферой, как выяснилось, что всей экосистеме грозит некая смутно формулируемая опасность, и надо спасаться и спасать крота. Все ли цапли уцелели от неведомой напасти, определенно сказать невозможно, но, безусловно, самым ценным достоянием «Болотного клуба» была удивительная безмятежность и терпеливая кротость населяющих его неутомимых существ. «Экологически чистые» эмоции, не загрязненные ни страхом, ни тревогой, ни суетой, оказались главным сокровищем заповедного мира, выстроенного Филиппом Кеном.

Принципиально иное пространство было предъявлено публике в спектакле Национального венгерского театра «Йоханна на костре» – оратория Артюра Онеггера на текст поэмы Поля Клоделя «Жанна д,Арк на костре» в постановке Аттилы Виднянского потребовала участия трех хоров, огромной массовки, большого оркестра, вокалистов, танцовщиков, драматических артистов и детского коллектива. Оркестранты старались не задевать смычками зрителей первых рядов, в ложе появлялись актеры, облаченные в костюмы адских свиней (дьявол подстерегал святую Жанну в самых разнообразных обличиях), на сцене сооружали монументальную конструкцию из растерзанных книг...

В общем, «огромные массы масс», едва поместившиеся в пространство Александринки, пытались представить зрелище, достойное средневековой мистерии. Однако вместо «тотального театра» публика увидела, скорее, образчик театра тоталитарного – архаичного, помпезного, высокопарного, изобилующего нравоучительными банальностями и тяжеловесными метафорами, поэзия из которых исчезла еще в прошлом веке.

Завершился Александринский фестиваль спектаклем английского театра «Глобус». Доминик Дромгул, нынешний худрук театра, поставил комедию Шекспира «Сон в летнюю ночь». Как известно, свой Национальный театр в Англии есть, и весьма успешный. Но «Глобус» – это одновременно и больше, и меньше, чем просто театр: это мечта о театре, вдохновенная фантазия, вечно стремящаяся к недостижимому идеалу. Тщательно реконструированное в 1997 году здание театра, построенное в трехстах метрах от «того самого» шекспировского «Глобуса», само по себе является фантастическим театральным аттракционом. Здесь – на глазах у стоячего партера, под открытым небом, при естественном освещении, на фоне несменяемых декораций, в елизаветинских костюмах – играют в театр Шекспира.

Однако любые самые искренние и честные попытки сыграть «как тогда», четыреста с лишним лет назад, заведомо обречены на провал – слишком уж изменились с тех пор представления об актерской игре, о том, что такое «простота и естественность» на сцене. Если бы вдруг на самом деле удалось воспроизвести аутентичный вариант спектакля шекспировских времен, не показалось ли бы это всего лишь пародией на легенду? (Похожим вопросом задавался и Валерий Фокин в «Воспоминаниях будущего», обращаясь к «Маскараду» Мейерхольда.)

Но, с другой стороны, зрителей до сих пор смешат или пугают старинные «шутки, свойственные театру», фривольные ужимки и потешные гримасы, отрезанные бутафорские головы и потоки крови (в «Глобусе» играют не только комедии), внезапно упавшие штаны и неожиданные пинки и падения, лукавые актерские апарты и подмигивания партеру. В этом парадоксе и состоит главный трюк сегодняшнего «Глобуса»: стилизуя свои спектакли под постановки елизаветинских времен, этот театр остается современным.

Переполненный разнообразными гэгами «Сон в летнюю ночь», где на фоне нарисованного на куске холста волшебного леса сновали одетые в шкуры, кожу, перья и звериные маски мифические существа во главе с похожими на кельтских богов Титанией и Обероном, где квартет влюбленных упражнялся в поэтической риторике и атлетизме, на бегу решая свои любовные проблемы, а «афинские ремесленники» из самодеятельного театра неутомимо сыпали шутками, в которых XVI век преспокойно смешивался с XXI, показался публике освежающе простодушным. Количество и качество профессионального мастерства, затраченного на это «простодушие», не может не восхищать: создать иллюзию простоты, при этом ни на секунду не заставив скучать, – это изысканное искусство. В конце концов «публике нужно одно и то ж», – пел шекспировский Шут.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook