«Манифеста 10». Надо думать

Сегодня в Эрмитаже директор музея Михаил Пиотровский и куратор основного проекта Каспер Кениг подведут итоги европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10».

«Манифеста 10». Надо думать | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Они назовут главные статистические показатели: 60 тысяч человек посетили Главный штаб. Полтора миллиона человек увидели ту часть «Манифесты 10», которая была встроена в постоянную экспозицию музея в Зимнем дворце и Новом Эрмитаже. В дни показов для прессы и профессионалов выставку посетили примерно 5 тысяч гостей со всего света.

Городские власти, как просвещенный европеец, выделили 142 млн рублей на проведение «Манифесты 10».

Когда весной прошлого года Хедвиг Фейен, бессменный директор фонда «Манифеста», объявила о том, что кочующая биеннале состоится в Петербурге, было ясно: она будет необычной во всем.

Биеннале была задумана более 20 лет назад, вскоре после падения Берлинской стены, с целью показать, как меняются жизнь и искусство объединенной Европы, и проходила в странах Евросоюза.

Визит в Петербург стал нарушением этой традиции. Еще одной новацией стало проведение биеннале внутри огромного универсального музея. Эрмитаж сделал «Манифесту 10» центральным выставочным событием собственного юбилейного года — в 2014-м он отмечает свое 250-летие.

Куратор основного проекта Каспер Кениг построил выставку в фирменном эрмитажном стиле — как систему диалогов сорока художников. Старых мастеров и современных авторов (Пиранези — Буржуа), современных художников между собой (Монро — Моримура), вечных тем и горячих сюжетов (Матисс — Михайлов), разнообразных техник, от нежных акварелей до гигантских инсталляций (Дюма — Хиршхорн).

Отвечая на вопрос, о чем эта биеннале, Михаил Пиотровский на одной из встреч с молодежной аудиторией сказал так: «Это искусство заставляет думать о том, что надо думать».

Необычным стало и то, что фактически «Манифеста 10» началась задолго до ее официального открытия 28 июня 2014 года. Острая дискуссия о том, бойкотировать биеннале или нет, которая велась с лета прошлого года после принятия так называемых антигейских законов и усилилась после начала российско-украинского конфликта, — это тоже часть того, что принято называть современным искусством.

На днях в Петербург приезжал с небольшой лекцией знаменитый румынский карикатурист Дан Пержовски. Он признался, что на его решение не участвовать в биеннале воздействовала как логика, так и эмоции. И сейчас художник не может сказать, правильным или ошибочным был такой выбор.

Позиция Хедвиг Фейен оставалась неизменной. Она заявила, что фонд «Манифеста» уважает выбор тех, кто отказался от участия. Но биеннале делается с целью ознакомить российского зрителя, прежде всего молодого, с современным искусством. Поэтому биеннале состоится «при любой погоде».

Очевидно, это был правильный выбор. По понятным причинам петербургские молодые люди, интересующиеся современным искусством, и даже те из них, кто намерен заниматься им в качестве художника, куратора, критика и т. д., очень ограничены в возможностях смотреть выставки по миру.

«Манифеста 10» показала технологию биеннале сегодня. Внимательный, вдумчивый зритель мог понять, как отбираются работы художников в основной проект, как выстраивается большая выставка из очень разных произведений, как организованы параллельная и образовательная программы. Ничего подобного в Петербурге прежде не было.

Биеннале открыла для публики возможность увидеть полностью отреставрированное восточное крыло Главного штаба.

Кстати, главные и самые интересные выставки параллельной

программы «Манифесты 10» состоялись в зданиях Кадетского корпуса, недавно переданных СПбГУ. Туда зрители также попали практически впервые. По нашим оценкам, за 4 месяца работы биеннале восемь выставок в Кадетском корпусе посмотрели около 30 тысяч человек.

Можно ли сейчас говорить о более серьезных итогах «Манифесты 10», чем простая статистика? Каспер Кениг недавно заметил, что потребуется два-три года, чтобы оценить, как повлияла «Манифеста 10» на Петербург и петербуржцев.

Но уже сейчас можно говорить о том, что биеннале установила высокую планку для будущих выставок проекта «Эрмитаж 20/21». Кроме того, в эти четыре месяца в Главном штабе происходили самые разные события, показывалась 18-часовая программа видеоарта, состоялись дискуссии о роли музеев в современном мире и украинских событиях. Эрмитаж заявил Главный штаб не только как музейную, но и как значимую общественную площадку. Об этой его роли, хороших возможностях и серьезном вызове для Эрмитажа говорил и Каспер Кениг на одной из пресс-конференций, и участники состоявшегося в Штабе в сентябре международного форума «Музеи и власть».

«Горе победит счастье» — так назывался семичасовой перформанс исландского художника Рагнара Кьяртанссона в концертном зале Витебского вокзала, ставшем одной из публичных площадок «Манифесты 10». В сопровождении оркестра он на разные лады пел одну эту фразу. От долгого повторения возникало элементарное чувство противоречия. Нет, не победит! Может, художник рассчитывал именно на такую реакцию. И счастье победит горе.

Еще есть возможность посмотреть «Манифесту 10» в Эрмитаже и Кадетском корпусе. Выставки работают по 31 октября. Следующая «Манифеста 11» состоится в Цюрихе в 2016 году и будет посвящена 100-летию дадаизма, это течение начиналось именно там, в «Кабаре Вольтер». Ожидается, что сегодня будет названо имя куратора.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (5330) от 29.10.2014.


Комментарии