Откуда родом Македонский

Музейно-выставочный центр РОСФОТО показывает работы финалистов первого конкурса New East Photo Prize-2016 - международного проекта, созданного для поддержки и продвижения по миру молодых профессиональных фотографов из России, Восточной Европы и Средней Азии.

Откуда родом Македонский | Зия Гафич из серии «Босния. Потерянный рай». Предоставлено РОСФОТО

Зия Гафич из серии «Босния. Потерянный рай». Предоставлено РОСФОТО

В конкурсе приняли участие более тысячи человек. Международное жюри во главе с канадцем Дональдом Вебером, дважды лауреатом World Press Photo, отобрало работы 11 лучших авторов, каждый представлен на выставке одной серией снимков.

Как сообщил нашей газете Игорь Лебедев, куратор выставки с российской стороны, фотографы работают на стыке документальной съемки и искусства. Все они представляют поколение, пришедшее в профессию после распада советского блока. Их интересуют вопросы: кто я такой, каковы мои корни. Они пытаются познавать историю, которую не пережили. Многие годы им внушали, что социалистическое прошлое - это плохо. Теперь настало время самим во всем разбираться.

Молодые фотографы часто живут в разных городах и странах - болгары в Париже и Вене, латыши - в Мадриде, русские - в Америке, поляки - в бывшей Югославии. Снимают чаще всего на исторической родине, но бывают исключения.

Первую премию получила серия «Александр» поляка Михала Сярека. Три года он работал в Скопье - столице Македонии. В молодом государстве создают собственный национальный бренд - Александр Македонский. Строятся здания в античном духе, недавно открыли памятник «Воин на коне», который похож на привычные изображения великого полководца древности. В Греции считают Александра Македонского частью своей греческой истории. Но и Македония отступать не намерена: лучше бренда не придумаешь. И то, что сейчас для многих выглядит мифом, через одно-два поколения станет для местных жителей чистой правдой.

Серия Катрины Кепуле из Латвии называется «Сиди тихо» - это элегическая история небольшого городка или деревни, которая пытается сохранить традиционный уклад жизни с посиделками, танцевальными вечеринками «Для тех, кому за...» и народными праздниками, когда взрослые люди надевают смешные колпачки.

Совсем в другой тональности работа Зии Гафич «Босния. Потерянный рай». На его снимках нет ужасов войны, но, когда смотришь на пустые дома, то ли разрушенные, то ли недостроенные, возникает образ остановленного времени. И ощущение, что потребуются огромные усилия, чтобы запустить «балканские часы».

Название серии болгарина Владимира Василева T(h)rases построено на игре слов. Trases - «следы», Thrases - «фракийцы», которые живут на территории трех стран - Болгарии, Греции и Турции. Василев снимает свою непарадную страну - «качков» с воинственными татуировками, детей, играющих на старом военном самолете, превращенном в мини-аттракцион, сельскую свадьбу, которую снимает на профессиональную видеокамеру дама с рубенсовскими формами, затянутыми в отвечающее событию строгое черное платье.

Пожалуй, лучшая серия выставки «Северный мыс. Чукотка» россиянина Андрея Шапрана. На строгих черно-белых фотографиях - столкновение природы и попыток человека вторгнуться и обуздать белое безмолвие. По версии Шапрана, это заканчивается печально. От большого перевернутого грузовика торчат одни колеса, все остальное спрятала полярная метель.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5896) от 27.02.2017.


Комментарии