Главная городская газета

От «Рыбы-мечты» до «Чужого тела»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Живой как хореограф

Танцовщик Мариинки поставил балет на музыку Вивальди Читать полностью

Заповедник на экофестивале

В воскресенье памятник природы Елагин остров (ЦПКиО им. С. М. Кирова) станет «столицей» всех особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Петербурга. Читать полностью

Выйти на нужный уровень

В немецком городе Мюнстере открылась одна из самых необычных периодических выставок современного искусства. Читать полностью

Голова пережила войну

Петербуржцы, участвующие в городской программе экскурсий, лекций и квестов «Открытый город», совершили первые поездки в дворцово-парковый ансамбль Сергиевка. Читать полностью

Великая милостью, красотой и любовью...

Выставка «Нефертари и Долина цариц» из Египетского музея Турина открылась в манеже Малого Эрмитажа. Читать полностью

В «Тесноте», да не в обиде

Я совершенно не предполагал, что такой молодой и тонко устроенный человек сделает столь серьезное, жесткое, мужское кино. Читать полностью
От «Рыбы-мечты» до «Чужого тела» | ФОТО из личного архива А. Дунаевского

ФОТО из личного архива А. Дунаевского

С 21 по 24 ноября в нашем городе пройдет XV международный фестиваль дебютных и студенческих фильмов «Начало». О фильмах, которые вошли в программу, обозревателю Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ рассказал программный директор фестиваля киновед Алексей ДУНАЕВСКИЙ.

- Фестиваль 15-й, дата, конечно, не юбилейная, но все-таки важная. Напомним читателям, как начиналось «Начало»?

- Фестиваль придумал кинорежиссер Евгений Маркович Татарский, которого, к сожалению, нет в живых. Он тогда был председателем Союза кинематографистов в Петербурге и хотел помочь начинающим режиссерам. В 2012 году мы несколько переформатировали фестиваль, добавив к студенческим фильмам первые работы в «большом» профессиональном кино, то есть полнометражные картины. А также разделили выпускные работы и фильмы постдипломного периода, которые были выполнены на старой «студенческой» основе. Это сделало фестиваль более интересным для зрителей.

Раньше «Начало» и создавалось, и проводилось на базе Дома кино, без оглядки на кассу. Это было чисто культурное мероприятие. Сейчас мы вынуждены думать о том, как привлечь обычную публику в кинозалы. И все эти 15 лет мы проводим фестиваль, невзирая ни на какие финансовые сложности. Просто где-то сокращаем, где-то увеличиваем число фильмов в зависимости от финансовых возможностей.

- Сколько картин вам пришлось отсмотреть, чтобы составить из них программу пятнадцатого «Начала»?

- Это самый маленький и короткий фестиваль из всех, которые прошли за эти годы. Как по срокам проведения, так и по количеству участников и фильмов. Финансирование здорово сократили, но я хотел бы подчеркнуть, что комитет по культуре всегда идет нам навстречу. Сокращение не означает, что как-то пострадало художественное качество фестиваля. Все отобранные фильмы заслуживают серьезного внимания, просто их гораздо меньше, чем в былые времена.

В конкурсной программе участвуют шесть картин, в секции «Инфо-Панорама» - четыре, «Российские дебюты» - 5 фильмов плюс еще одна картина, открывающая наш фестиваль. Все это полнометражные игровые фильмы, и почти все лауреаты премий различных фестивалей. Участниками «Начала-2016» стали две творческие мастерские - Игоря Федоровича Масленникова и Сергея Олеговича Снежкина. Познакомим мы зрителей и с молодым французским кино - фильмами выпускников киношкол Сорбонны, университета Бордо, школы Люмьер и других учебных заведений. Очень серьезная программа подготовлена с помощью Госфильмофонда - ретроспектива «Студенческие фильмы будущих мастеров». Многие впервые увидят студенческие картины, снятые когда-то нынешними мэтрами, от работ Элема Климова и Никиты Михалкова.

- Где можно посмотреть фильмы «Начала»?

- Наши основные площадки - киноцентр «Ленфильм» (там показы будут бесплатными) и «Великан-парк». В последнем покажут внеконкурсную программу.

- Представьте, пожалуйста, фильм открытия.

- Это картина «Рыба-мечта» режиссера Антона Бильжо. Она участвовала в конкурсной программе «Кинотавра» в Сочи и нам очень понравилась. Наград этот фильм не получил, зато заслужил самые высокие оценки критиков.

На закрытии фестиваля покажем фильм немецкого режиссера Кристиана Вернера «Чужое тело» - о человеке, который нуждается в пересадке почки и наконец получает письмо от своего донора из Стамбула. Картина собрала немало наград на международных смотрах. Мы же «вычислили» ее на фестивале, проходившем на Дальнем Востоке. И при помощи Гете-института организовали показ в Петербурге и визит режиссера.

- Задам вопрос от лица простых зрителей, которые, скорее всего, заняты своим делом и не могут, как критики, смотреть все подряд. На какие фильмы надо обратить особое внимание?

- Мне часто задают этот вопрос, и мне всегда сложно отвечать на него. Все, что я отобрал, мило моему сердцу. Назову, пожалуй, разве что фильм из Туниса «Хеди» - полнометражный дебют режиссера Мохаммеда Бена Аттии. Продюсеры картины - знаменитые бельгийские режиссеры братья Дарденн. Этот фильм о жизни 25-летнего маменькиного сынка, пребывающего в ужасе от грядущей свадьбы, был отмечен сразу двумя «Медведями» на последнем МКФ в Берлине. Еще один фильм-триумфант - «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» финского режиссера Юхо Куусманена. Он получил «Гран-при» конкурсной программы «Особый взгляд» на Каннском МФК. Оба этих фильма - жемчужины нашей программы. Даже не жемчужины - бриллианты. Но я вполне допускаю, что кому-то из зрителей больше всего понравится программа Госфильмофонда или российские короткометражки.

- Насколько я понимаю, фестивали - практически единственный способ для молодого режиссера заявить о себе.

- В большинстве европейских стран сам факт отбора фильма в конкурсную программу фестиваля - уже гарантия того, что на режиссера обратят внимание серьезные люди. В Европе очень часто сами киношколы обеспечивают выпускникам возможность снять фильм. Если картина получает награду, это часто подкрепляется денежной премией, которая позволит снять фильм, пусть и не полнометражный, но на средний или короткий метр - хватит. В России не совсем так. У нас очень мало молодых режиссеров-лауреатов получают путевку в большое кино.

- Подходит к концу Год российского кино. Многие ваши коллеги говорят о том, что он оказался провальным. Есть данные, что российские фильмы смотрят только 13 - 15 процентов зрителей из числа тех, кто вообще не утратил привычку ходить в кинотеатры.

- 13 - 15 процентов? Я думаю, эти цифры завышены. Много раз видел цифру 8 процентов. В то же время знаю киножурналистов, которые смотрят один российский фильм в год. И как они могут судить о качестве российского кинематографа? Маститые режиссеры, ставшие популярными еще в советские времена, тоже любят говорить, как все плохо сейчас. Но ведь и они не ходят в кино, а судят по телесериалам! Все на самом деле иначе. Совсем недавно, к примеру, прошел кинофестиваль в Лондоне. Там была русская программа - 13 картин. Примерно столько же на фестивале в Нью-Йорке (там уже другие названия). А сколько у нас показывают русского кино на фестивалях?! Летом - «Кинотавр», следом за ним - Московский фестиваль, затем «Окно в Европу». Добавьте к ним «Литературу и кино», «Виват кино России!», «Послание к человеку»... И этот список далеко не полный.

- Кого из молодых кинорежиссеров, заявивших о себе в последнее время особенно ярко, вы могли бы назвать?

- Анну Меликян, Ивана Твердовского, Наталью Мещанинову, Наталью Кудряшову, Нигину Сайфуллаеву... Этот список можно продолжить. Да и, конечно, Ксению Баскакову следует назвать, снявшую на «Ленфильме» свой дебютный фильм «Птица», который мы включили в число участников нашего конкурса.

- То есть, по-вашему, нет никакого провала российского кино?

- Конечно, нет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook