Один кабан и десять такелажников

Сегодня в Инженерном замке Русского музея открывается выставка «Скульптура в камне XX – XXI веков». Выставка весомая во всех смыслах. Впервые музей отдельно показывает произведения, вырубленные и выточенные из камня, всего около ста работ 60 российских скульпторов.

Один кабан и десять такелажников | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Как рассказала нашей газете Елена Василевская, заведующая сектором современной скульптуры ГРМ, выставка преследует несколько целей. Первая – представить разнообразную музейную коллекцию, которая отражает поиски языка скульптуры в минувшем веке. В них заметны влияния архаичных каменных идолов – «Песня степей» Вячеслава Клыкова, древнеегипетской пластики – «Монгольская девочка» Олега Комова, античных памятников – «Женский торс» Веры Мухиной и «Торс Афродиты» Наума Аронсона, русского классицизма – «Натурщица» Виктора Эллонена и «Утро» Василия Стамова, абстрактной и минималистской живописи начала ХХ века – «Реквием» Леонида Эйдлина и «Портрет» Андрея Красулина.

Другая задача выставки была обозначена одним из ее авторов Мариной Стекольниковой. «Скульптура – застывшая поэзия» по аналогии с афоризмом Шеллинга: «Архитектура – застывшая музыка». Мрамор ближе скульпторам, которые работают с мифологическими сюжетами. Этот раздел выставки получился самым удачным и разнообразным – мощный «Геракл» Роберта Лотоша и трагический «Авель» Сергея Фалькина, нежные отношения быка и богини в «Похищении Европы» Иллариона Голицына и аскетичное, с трагическими предчувствиями «Воскрешение Лазаря» Дмитрия Каминкера.

Гранит интересен скульпторам, которых волнуют темы памяти. Назовем впервые выставляемое «Надгробие летчика» Эрнста Неизвестного (на cнимке). Мягкий известняк лучше всего отражает хрупкость человеческих взаимоотношений. «Встреча» Елены Мунц показывает, как два персонажа тянутся друг к другу, пространство между ними – еще один герой этого произведения. По словам скульптора, ей случайно достались два блока, из таких когда-то строилась Москва белокаменная.

Отдельный зал посвящен шувалово-озерковской «Деревне художников», среди ее аборигенов много скульпторов, для них идеально подходят мастерские в сельской местности. Здесь лучшие – «Автопортрет» Льва Сморгона и композиция Марины Спивак «Мать и дочь» из трех видов камня.

Наконец, важная задача – показать работы молодых скульпторов, работающих с неподатливым материалом. Это тяжелый физический труд с непредсказуемым результатом. Заказов, кроме надгробных памятников, практически никаких. Поэтому в последние годы в «вольные каменщики» идут все реже. В ходе подготовки выставки сотрудники музея объездили мастерские и отобрали самые интересные произведения Виктории Вороновой, Павла Тихомирова, Дмитрия Федина. Гранитного «Кабана» Даниила Каминкера весом 700 кг водружали на постамент 10 такелажников.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (5516) от 06.08.2015.


Комментарии