Главная городская газета

НОМ умер, да здравствует «Громыка»!


Только на сайте
977
Последние материалы Культура

Ночь, улица, библиотека...

Вечером 21 апреля по всей нашей стране уже в шестой раз пройдет всероссийская акция «Библионочь». Она приурочена к Всемирному дню книги и авторского права, который отмечают 23 апреля. Читать полностью

Григорий Соколов в тоне «до»

Пианист Григорий Соколов дал традиционный ежегодный сольный концерт в Большом зале петербургской Филармонии, предложив слушателям сонаты Моцарта и Бетховена. Читать полностью

Наши маски золотые

В Москве в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 23-й раз прошла церемония вручения российской национальной театральной премии «Золотая маска». Читать полностью
НОМ умер, да здравствует «Громыка»! | Фото из архива группы

Фото из архива группы

В преддверии концерта петрозаводского первопроходца советского ретрошика "Санкт-Петербургские ведомости» публикуют интервью с творческим коллективом «Громыка» и поясняют, почему надо сходить на их концерт.

Это музыкальное эссе наполнено субъективизмом, что неизбежно, когда мы пишем о музыке, которую слушаем. Субъективизм, вероятно, исключительная черта поколения слушателей возраста до тридцати девяти и старше. В те времена, когда песни не кидали ссылками друг другу, а передавали из рук в руки кассеты, пластинки, а потом  компакты, музыку в наших квартирах можно было сравнить с интеллигентской библиотекой. Вот солидно выстроились тома классиков: «Гражданская оборона», «Алиса», «Кино», «ДДТ», у кого-то и «Наутилус Помпилиус». Рядом с ними, как бы заявляя: «И я, я тоже попал в хрестоматию», пристроилась в твёрдых строгих переплётах следующая волна обязательных к прочтению (т.е. к прослушиванию): «Агата Кристи», «Калинов Мост», «Король и Шут». В туалете валяется «Аквариум» в мягкой обложке, как бы намекая, где, по мнению многих родившихся в РСФСР, место этой странной музыке и текстам.  Посмотрим на другие книжные полки. Помните, на Крупе и на развалах в начале нулевых сотнями лежали фентези с красочно и пафосно оформленными обложками. Кстати, лежат до сих пор, по 50 рублей, если знать, где искать. Так вот такими же обложками: ярко и на почитать в дороге сверкают «Би-2», «Смысловые галлюцинации», которые большинство слушают по инерции только из-за саундтрека к бесподобным  «Брату» и «Брат-2».

            И всё. Больше "книг" покупать не хочется. Есть радио, из него мы черпаем недоверие ко всему новому: ну что эта поросль может нам сказать, чего мы не знаем? Справедливости ради надо отметить, что и сами молодые рок-группы понимают: всё написано до них. Остаётся подражать умершим или живущим классикам. А поскольку интернет-поколение в целом не выдаёт глубокие тексты, то подражание в основном вокально-звуковое. Юноши завывают в стиле «Семь Б» или «Мумми Тролля», а группы с женским вокалом поголовно почему-то уверены, что путь к успеху лежит через подражание мужиковатым голосам арбениных и прочих снайперов.

            От того так приятно иногда, пробежавшись глазами по корешкам классических томов, взять и послушать старый добрый НОМ, похожий на потрёпанные брошюры Херлупа Битструпа. В девяностые и нулевые, пока Шевчук пел про Родину, Кинчев брал молнии в горсть, Цой требовал перемен, а Егор грозил майору льдом под ногами, группа ребят из Пушкина, наследники обэриутов, назвавшись «Неформальное объединение молодёжи»,   выдавали мелодичные «Цыган и микросхема», «У карытцу машек» и «Карлик, вам на какой этаж». Абсурдные в меру и не относящиеся ни к политике, ни  к перестройке, ни к чему вообще песни засели в душах и лексиконе большого слоя петербуржцев.  Знайте, перед вами слушатель НОМа, если в разговоре употребляет словосочетания «накати пятачину»,  «Чёрт Иваныч», «я не настолько богат, чтобы курить дешёвый табак», «ой, как, граждане, страшно жить», «семь процентов людей и иных представителей человеческой расы - …». НОМ держался долго. Они начали в конце 1980-х, много гастролировали, давали концерты по России, распадались, собирались вновь. Выпускали альбомы, снимали фильмы («Пасека» и «Жбан дурака» - яркие образцы настоящего арт-хауса). Но вот несколько лет назад совсем ушёл из группы бесподобный Иван Турист (большое интервью нашей газете читайте здесь). Потом скоропостижно скончался яркий человек, солист Сергей Кагадеев. Остались потёртые жизнью и продолжающие творить и концертировать Адрей Кагадеев, Александр Ливер, примкнувший  ним неоднозначный художник Копейкин.  Вроде и так можно было бы оставаться НОМом, однако коллектив настигла творческая «смерть»: они стали петь песни о современной политике. Последний альбом 2016 года «Оттепель» старые фанаты стали было слушать, да бросили. Песни про политику с приправой из фейсбук-соуса - не то, что мы согласны слушать под вывеской «НОМ». Не за этим приходили на их концерты, стараясь на пару часов выпасть из повестки теленовостей.  Поэтому НОМ, каким мы его знали – умер.

            Если НОМ умер, то что же теперь слушать любителям мелодичных абсурдов? Кто займёт эту нишу? Кто поможет внутреннему эскапизму? Есть такая группа. Это петрозаводский «Громыка». Википедия пишет: «Сами музыканты называют свой жанр «тяжелый психоделический твист», а гитарист группы Никита Власов уточняет, что группа хотела как можно дальше уйти от понятия «рок» музыка. На концертах и клипах в обязательном порядке, как атрибутика группы, присутствует портрет Андрея Андреевича Громыко, фамилия которого созвучна с названием группы, музыканты одеты в строгие серые костюмы, накрашены брови. Однако, по их собственному заверению, эта «оболочка» как раз не является описанием или пояснением для слушателей того, что они играют, а в одном из интервью Н. А. Власов сравнил это с «известным парадоксом про сарай, на котором написано одно, а внутри дрова». В то же время, группа очень серьёзно и трепетно относится к своему творчеству, ни в коем случае не пытаясь «насмешить или развеселить публику».

            22 февраля «Громыка» даёт концерт в Санкт-Петербурге. В преддверии выступления мы взяли у музыкантов интервью.

- Вы довольно частые гости в Петербурге. Чем удивите публику в этот раз? Будут ли какие-то премьеры, сюрпризы?

- Сыграем три-четыре новые песни с еще не вышедших третьего и четвертого альбомов: «Так закалялась пыль», «Закатилось солнце за Техас», «Пожалей мое желе». 

- Правда ли, что в Санкт-Петербурге и Москве на вас ходит совершенно разная публика? И какая?

- Разная. Нам кажется, что в Москве – это пользователи Facebook, а в Питере – пользователи BK.

- Насколько сильно ваше творчество уходит корнями в НОМ?

- Спрашивая это, вы априори подразумеваете, что наше творчество уходит корнями в НОМ, и вопрос лишь в том,  насколько глубоко. При том, что любое сравнение с великим НОМом нам льстит, вынуждены сознаться, что «Громыка» размножается не вегетативным путем. Корней у нас нет, только щупальца.

- В 2016 году вы выпустили два полноценных альбома. Сколько планируете выпустить в 2017-м?

- Мы на год не планируем. На месяц-два от силы. Уже в апреле выходит наш третий альбом.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook