Главная городская газета

Немного эмоций в полной тишине

293
Последние материалы Культура

«Каменный цветок» снова засверкал

Мариинский театр представил первую балетную премьеру нынешнего сезона - «Каменный цветок» Сергея Прокофьева в хореографии Юрия Григоровича. Читать полностью

Блеск двора на берегу Леты

В Золотой анфиладе Екатерининского дворца можно увидеть выставку костюмов к фильму Алексея Учителя «Матильда». 70 экспонатов представляют придворную моду России конца XIX - начала XX века во всем ее разнообразии. Читать полностью

Умудренные «Бесами»

25 лет назад на сцену Малого драматического театра - Театра Европы впервые вышли герои романа Достоевского «Бесы». Юбилей спектакля отмечают в театре и в Театральной библиотеке... Читать полностью
Немного эмоций в полной тишине |

В фойе Эрмитажного театра открылась выставка видео Билла Виолы «Море безмолвия». Этот проект — подарок Эрмитажу к его 250-летию от петербургского фонда «Про арте». Классик видеоарта отмечает 40-летие творческой карьеры третьей персональной выставкой в Петербурге.

Прежде были показаны «Встреча» в 2003 году в том же Эрмитаже и в 2009 году — «Квинтет памяти» в фонде «Про арте». Кроме того, в 2008 году в Мариинском театре состоялась премьера оперы «Тристан и Изольда», для которой Виола сделал видео.

«Море безмолвия» — самое «немногословное», минималистичное произведение из всего показанного прежде в Петербурге. На первый взгляд, в нем нет никакого действия. Девять человек — шесть мужчин и три женщины собрались вместе по какой-то скорбной причине. Каждый переживает ее индивидуально, один рыдает, другой немигающим взором смотрит в одну точку, третий — то прикрывает глаза, то пронзительно смотрит на зрителя.

Но первое впечатление обманчиво. Работы Виолы не случайно сравнивают с живописью Ренессанса, а его самого называют «Рембрандтом видеоарта». Как произведения старых мастеров требуют длительного рассматривания, так и видео Виолы необходимо смотреть полностью, лучше не один раз.

Беззвучное «Море безмолвия» продолжается около 10 минут. Съемки одного дубля заняли намного меньше времени. За счет использования специальной видеокамеры запись можно замедлить без потери качества. Замедление нужно именно для того, чтобы зритель успел увидеть и прочувствовать, как постепенно меняется эмоциональное состояние персонажей. Сначала они скорбны, но спокойны, потом эмоциональны и трагичны, в финале выглядят смирившимися с судьбой.

При подробном рассматривании замечаешь, как тщательно зарифмованы цвета одежды у персонажей: алые сорочки у мужчин слева и в центре, синяя и серая — у двух других, болотный и коричневый — в костюмах двух женщин. Мужчина справа сначала четко виден на экране, он даже поддерживает женщину за плечо, но постепенно уходит в тень. Как будто он — именно тот, по которому скорбят все остальные. В финале персонажи на переднем плане прикладывают правую руку к сердцу как знак общего примирения с судьбой.

На вернисаже Виола рассказал, что «Море безмолвия» было создано после смерти отца, когда он очень тяжело переживал утрату. Выйти из стрессового состояния ему помогла работа по изучению коллекции раннего Ренессанса в Музее Гетти в Лос-Анджелесе. До этого его занимало только будущее, после он постоянно обращается к прошлому.

После открытия выставки Виола выступил с лекцией в Эрмитажном театре, где показал работы разных лет, в том числе самую новую — видео «Мученики» (Земля, Воздух, Огонь, Вода) — эмоциональную и глубокую по смыслам метафору о том, как четыре стихии испытывают дух и тело человека. «Мученики» созданы по заказу собора Св. Павла в Лондоне, в мае 2014 года это видео выставлено там навечно.

Отвечая на вопрос, как происходит отбор актеров, Виола сказал, что приглашает их, разговаривает о жизни, о самых простых вещах. Один претендент как-то спросил, хорошо, мы пообщались, а когда же будет собственно профессиональное собеседование? «Я уже принял решение, снимать вас или нет», — ответил Виола.

0045