На выставке «Буллы: династия фотографов» покажут фотохитрости столетней давности

«Буллы: династия фотографов» - так Центральный государственный архив кинофотофонодокументов назвал выставку, рассказывающую о знаменитых мастерах светописи. Она открылась в архивном комитете на Таврической ул., 39.

На выставке «Буллы: династия фотографов» покажут фотохитрости столетней давности | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Коллекция негативов и позитивов, выполненных Карлом Буллой и его сыновьями, составляет значительную часть нашего собрания, - подчеркнула директор архива Оксана Морозан. - В их объективы попали практически все сферы жизни столицы Российской империи.

На выставке представлено более двухсот фотографий, собранных по самым разным темам: императорская фамилия, органы власти, финансовые и торговые предприятия, транспорт, медицина, благотворительность, деятели культуры и спорта...

- Обратите внимание на фотографию 1912 года, запечатлевшую, как пожарные команды достают из Мойки свалившийся в нее автомобиль шталмейстера Гартонга, - говорит директор архива. - Снимок довольно известный, но мы нарочно отобрали его, чтобы показать, что уже тогда, в начале ХХ века, в городе случались транспортные катастрофы. Специально увеличили изображение с подлинника, дабы можно было разглядеть детали.

Лотошники на Марсовом поле, уличные благотворительные сборы, ночлежники... Многие из этих фотографий уже примелькались: за последние четверть века они не раз воспроизводились в книгах, альбомах, появлялись на выставках. А вот снимки первых двух десятилетий после Октябрьской революции, которые сменяют друг друга на больших экранах в выставочном зале архивного комитета, - гораздо менее известные и порой очень неожиданные. Это произведения сыновей Карла Буллы - Александра и Виктора, сделанные до середины 1930-х годов...

Карл Булла известен сегодня главным образом своей репортажной съемкой (разрешение фотографировать на улице было получено им еще в 1885 году). Но занимался он и студийной съемкой. Отдельный стенд рассказывает о «внутренней кухне» его ателье.

- Снимки свидетельствуют, что в студии Буллы использовался набор различных декораций, предметов, ковров. Были зимние и летние комплекты. Специально подбирались столики, трости, саквояжи, шкуры животных, - поясняет Морозан. - Предметы интерьера, рядом с которыми запечатлены персоны, - как правило, были собственностью ателье. Видно, что на разных фотографиях использовался один и тот же фон, но с помощью деталей получались разные «экспозиции»...

В витрине в центре выставочного зала - муляж стеклянного негатива, почти идентичный подлинному. Рядом - снимки с фотосессии эмира Бухарского Сеид Алима, проходившей в 1911 году во дворе Николаевского кадетского корпуса.

Съемка шла на фоне здания, на булыжной мостовой расстелили ковер. Работали два фотографа, одним из них был Карл Булла. И вот незадача: вокруг эмира постоянно мелькала свита, не оставляя его одного ни на секунду. А Карл Карлович очень хотел сделать его портрет. И как он вышел из ситуации? Пошел на хитрость: закрасил на стеклянном негативе окружение эмира и наклеил сверху черную бумагу. Если приподнять ее, видны ноги стоящих вокруг людей...

Вот такие фотомахинации столетней давности!

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии