На расстоянии рукопожатия от Борхеса

С 21 по 24 мая Михайловская площадь и одноименный манеж, Садовая и Кленовая улицы Питера превратились в городок книжников – читателей и писателей, издателей и книжных иллюстраторов, чтецов-декламаторов и актеров, разыгрывавших сценки из классики. Плотный поток людей обтекал временные сцены, собранные под открытым небом, и инсталляции на литературные темы. Так проходил X Международный книжный салон, организованный правительством Санкт-Петербурга и Российским книжным союзом при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

На расстоянии рукопожатия от Борхеса | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

За четыре дня общегородской книжный праздник посетили около 200 тысяч человек – цифра во всех отношениях впечатляющая. Сыграло свою роль и удачно выбранное место действия: уже второй год ярмарка проходит в центре города, в двух шагах от Невского проспекта, в Михайловском манеже. И даже переменчивая питерская погода с дождиком и порывистым ветром не распугала посетителей салона.

Как и в 2014 году, особенно комфортно на стендах салона чувствовали себя представители петербургских и (реже) московских «малых» и «средних» издательств. Первым делом в глаза бросались яркие, богато иллюстрированные книги издательств, специализирующихся на литературе для детей и подростков: «Детгиза», «Рипол Классик», «Розового жирафа», «Поляндрии», «Компас-Гида»... Что, в общем, логично: по статистике, сегодня это единственный активно растущий сегмент отечественного (да и мирового) книжного рынка. Не была обойдена вниманием и серьезная взрослая проза: о своих и чужих книгах рассказывали польский писатель и драматург Януш Вишневский, Александр Кабаков, Андрей Геласимов, Юрий Поляков, Денис Драгунский, Роман Сенчин и Александр Проханов, а издательство «Лимбус Пресс» отвело под книги, в разные годы номинировавшиеся на «Национальный бестселлер», отдельный стенд.

Нашлось на салоне место и для нон-фикшн – серьезных исторических исследований от «Евразии», знаменитой биографической серии «Жизнь замечательных людей» от «Молодой гвардии» и многого другого. Отдельные стенды – в разных концах зала – достались Союзу писателей Санкт-Петербурга и Союзу российских писателей.

Некоторые издательства, впрочем, оказались единственными в своем роде: московский «Мамонт» с коллекцией репринтных изданий, «Комильфо» с комиксами и «графическими романами», «Книжный Клуб Фантастика» – здесь название говорит само за себя... Особая статья – широта взглядов организаторов салона: православная литература вполне уживалась тут с буддийской, а саентологи, адепты учения Рона Хаббарда, мирно соседствовали с поклонниками теории арийского происхождения славян.

Вероятно, именно это разнообразие издательских интересов объясняет некоторую пестроту и сумбурность программы. Непросто сориентироваться, когда в одном углу манежа идет, скажем, презентация книги Светланы Жарниковой «След ведической Руси», в другом выступает писательница Майя Кучерская, в третьем при участии чудесного волгоградского прозаика Евгения Лукина презентуется журнал фантастики «Если», а в четвертом обсуждаются трудности перевода. Как тут не растеряться... Пожалуй, четче всего работа была организована на стенде одной из книготорговых сетей: одно выступление здесь плавно перетекало в другое, а каждая тема рассматривалась под разными углами, вдумчиво и пристально. Иными словами, если уж на сцену поднялись представители группы «петербургских фундаменталистов», то будут сменять друг друга дотемна: Сергей Носов, Павел Крусанов, Александр Секацкий, Вадим Левенталь...

Неотъемлемая часть любого «книжного шоу» – вручение премий. Хотелось бы сказать, что за звание главной награды Петербургского книжного салона боролись три премии, но это не так: у каждой из них своя ниша, своя особая специфика. Учрежденная в 2014 году издательством «Вита Нова» премия «Книжный червь» – награда профессиональная, вручается без разделений на номинации, ее обладателем может стать любой «книжник» в широком понимании: издатель, иллюстратор, литературный критик, библиограф, коллекционер. «По совокупности заслуг», – подчеркивают организаторы. В 2015 году высокого звания настоящих «книжных червей» удостоились искусствовед Лидия Кудрявцева, редактор издательства «АСТ» Елена Шубина и художник-иллюстратор Олег Яхнин (ему же, добавлю, достался и Приз читательских симпатий).

Премия имени Гоголя, учрежденная в 2003 году Союзом писателей Санкт-Петербурга при поддержке городского комитета по печати и взаимодействию со СМИ, – награда для профессиональных писателей. Ее лауреатами в этом сезоне стали прозаик, поэт и сценарист Юрий Арабов за роман «Столкновение с бабочкой» (номинация «Вий» за лучшее произведение в жанре фантастики) и Валерий Попов за книгу «Зощенко» из серии «ЖЗЛ» (номинация «Портрет»).

Наконец, третья премия с говорящим названием «Рукопись года», учрежденная издательством «Астрель-СПб» для начинающих литераторов, вручалась в узком кругу в интимном полумраке конференц-зала киноцентра «Родина». Здесь, как ни парадоксально, победителей оказалось больше всего: обладательницей «Гран-при» стала Софья Яновицкая с рукописью «Троица», премии разных степеней получили Светлана Волкова («Подсказок больше нет»), Мария Рупасова («С неба падали старушки»), Алиса Рекунова («Жизнь среди людей»), Наталья Волнистая («О возлюблении ближних и дальних») и Андрей Кокоулин («Будем жить»).

Ну а еще на таких фестивалях неизбежно случаются встречи, которые сами по себе могут стать вехой в иной биографии. Например, на стенде Аргентины, одного из почетных гостей салона, можно было увидеть хрупкую пожилую женщину – Марию Кодамо, вдову и наследницу Хорхе Луиса Борхеса. Существует теория, что все люди на земном шаре, от Папы Римского до индейца из бассейна Амазонки, знакомы друг с другом максимум через пять рукопожатий. Но оказаться на расстоянии одного рукопожатия от автора «Вавилонской библиотеки» и «Сада расходящихся тропок» – только ради этого, на мой взгляд, уже стоило заглянуть на Петербургский книжный салон.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (5465) от 26.05.2015.


Комментарии