Музеи поймали кураж

Белые и черные ангелы – символы добра и зла – сошлись в поединке у подножия памятника Екатерине II в саду, носящем имя императрицы. «Лицедей» Анвар Либабов был на стороне злых сил, размахивал серебристыми крыльями и извергал огонь, почти как Змей Горыныч. Это было начало петербургской «Ночи музеев-2016».

Музеи поймали кураж | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Музеи в отличие от театров начинают минута в минуту, битву ангелов увидели только те, кто пришел в Екатерининский сад в субботу ровно в шесть часов вечера. Многие подумали, что это эпиграф к спектаклю Александринки, зрители как раз собирались у знаменитого здания Карла Росси.

Но добрые ангелы загоняли злых дальше, во двор нового здания театра. Посетители расположенных по соседству офисов, выходя на улицу, снимали на мобильные телефоны торжество добра. А белые ангелы пригласили первых зрителей акции в Музей театрального и музыкального искусства. Там соединились история и современность, театр и кино. Сестры-близнецы Татьяна и Марина Мошковы, ученицы кинорежиссера Сергея Овчарова, показали подборку своих коротких анимационных фильмов, созданных как ими вместе, так и самостоятельно. В фильме Татьяны «Большое сердце» юная девушка размышляет, кому она отдаст свое сердце. И приходит к выводу, что не богатому, не бедному, не красивому и не умному. А тому, кто является самим собой. Актуальная мысль во времена, когда люди прячутся под масками.

Выйдя к станции метро «Гостиный двор», откуда начинались многие маршруты «Ночи музеев», я увидел в руках юной пары буклет акции и спросил, куда они собираются. «Жаль, что Исаакиевский собор и Спас-на-Крови не участвуют. Пойдем в Пушкинский дом», – был неожиданный ответ.

В Шереметевском саду Музей Ахматовой отправил в ночное плавание свой «Сумасшедший корабль». Именно там тридцать актеров и тридцать волонтеров изображали публику времен, которым посвятила одноименный роман Ольга Форш.

По аллеям прогуливались большеглазые девушки с моряками, франты в «тройках», подозрительные личности, жители коммуналок. Была замечена Анна Ахматова. В укромном углу юноша предлагал сыграть с ним в «наперстки». Нашлись люди, которые рассчитывали обставить мошенника. Один зритель с восторгом произнес: «А мне парень только что бесплатно фокус показал!». Он не понял, что это был актер.

По всему саду были развешаны лозунги из газет 1920-х годов. «Комсомолец – в столовую! Проверь, как работает администрация», «Не женись на буржуйке!», «Барахолка. Все на все. Посмотри вокруг себя – одерни спекулянта». Самый главный лозунг красовался над входом в музей: «С пером в мозолистой руке – вперед, за культуру!».

В художественной мастерской агитплаката «Хорошо» преобладала прекрасная половина человечества, работавшая под старым лозунгом «Долой кухонное рабство, свободу женщине». Прошло много лет, а призыв остается актуальным.

Когда в половине восьмого на главную «палубу» корабля вышла Светлана Крючкова, все устремились туда. Она замечательно читала и комментировала стихотворения Ахматовой, Гумилева, Шилейко. В том числе последнее гумилевское стихотворение, в котором есть такие строки: «Знаю – сгустком крови черной/За свободу заплачу».

Дальше наш путь лежал в библиотеку «Лиговская», где молодые кураторы Алена Юртаева и Никита Аграновский интересно поработали над темой нынешней ночи – «Самые первые».

Никита проводил небольшую экскурсию с впервые обнародованными библиотечными документами – приказами в подлиннике об изъятии книг на рубеже 1970 – 1980-х годов. Тогда одним списком у читателей отняли «уехавших» Аксенова, Владимова, Войновича. Труднее понять, как изданную в 1982 году консервативной «Советской Россией» книгу «Православная церковь: история и социальная сущность» уже в следующем году запретили...

Алена предлагала зрителям эксперимент: сообщите о ваших достижениях, взойдите на пьедестал и в свете прожекторов прослушайте аплодисменты в свой адрес. А потом выберите, что возьмете с собой – диплом с благодарностью за участие или скромный листок с описанием смысла акции. Выбравших описание оказалось в два раза больше, что, по мнению куратора, свидетельствует о правильной оценке себя зрителем, желании разобраться в акции, а не получить награду неважно за какие успехи.

На углу Невского и Литейного автомобилисты салютовали старому трамваю ЛМ-47 и троллейбусу ЗИУ-5, это Музей городского электрического транспорта вывел на улицы свою технику.

Неожиданно много людей пришли в центр искусств «Невский, 20», который является частью библиотеки им. Маяковского. Там впервые выступил ансамбль школы «Коллегиум музикум» с барочной программой. Музыканты пели, находясь на хорах голландской церкви, выдавая небесное звучание.

Первый короткометражный спектакль «Дриады.арт» показала недавно созданная театральная студия центра, набранная из любителей.

Спектакль – первая работа режиссера Павла Крузенштерна – стал знаком уважения и благодарности музейным смотрительницам, которые работали и в эту праздничную ночь.

После полуночи мы вернулись к Фонтанному дому, где спрашивали стоящих в очереди в музей об их впечатлениях. Парень лет двадцати с двумя подружками страдальчески выдал: «Они меня замучили, мы по 35 музеям прошли!». В среднем люди успевали в 4 – 5 музеев за ночь. Многие хотели попасть на «Ленфильм», но очередь остановила – она тянулась от станции метро «Горьковская»...

Активно посещались концерты в Капелле и Филармонии.

Среди волонтеров-экскурсоводов мы нашли Ульяну Городецкую, дипломированного юриста из Москвы, поклонницу Ахматовой и Бродского, которая специально приехала поработать на «Ночи музеев» в Петербурге. Она провела десяток экскурсий по мемориальной квартире Ахматовой. Особенно ее порадовал вопрос молодого зрителя: «А у вас там есть интерактивное шоу?».

Под утро выдержавшие ночной марафон собрались в Музее искусства Санкт-Петербурга XX и XXI веков, чтобы послушать Баха и Гершвина в исполнении гитариста Аарона Ларже-Каплана. «Ночь музеев» пролетела незаметно, вспомнились строчки «Ночь коротка, спят облака» из популярной военной песни, которую спели, кажется все – от Утесова до Хворостовского.

Облака в «Ночь музеев» не спали, но дождь не помешал никому.

Прямая речь

Светлана КРЮЧКОВА,
народная артистка России:

– «Ночь музеев» – праздник души, дарованный небом. Когда еще можно услышать в метро Брамса и Моцарта! В Шереметевском саду собрались знающие и не знающие Ахматову и Шилейко, но важно, что рядом они жили. Меня не раздражает, что вокруг бегают дети и шумят. Приду сюда снова в июне, почитать стихи в день рождения Ахматовой.

Наталья МЕТЕЛИЦА,
директор Музея театрального и музыкального искусства:

– В эту ночь музеи ловят театральный кураж, открываются сегодняшним горожанам, выходят на улицу. И подтверждают, что без них жизнь Петербурга немыслима.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 089 (5706) от 23.05.2016.


Комментарии