Меценат родился в апреле

Меценат родился в апреле |

В Эрмитаже прошел двенадцатый День мецената.

Споры по поводу закона о меценатстве в Думе идут бесконечно, его судьба никак не может решиться. Но потребность говорить спасибо благотворителям в обществе есть. Эрмитаж совместно с альманахом «Меценат» проводит праздник, который дает такую возможность. У нас висит картина Тьеполо «Меценат представляет Августу свободные искусства». Год рождения «Мецената» не установлен, но известно, что на свет он появился в середине апреля.

Есть разные пути взаимодействия с людьми, которые готовы к благотворительности. Надо показывать, что из этого получается.

Можно привести замечательные примеры работы меценатов с детьми. Звездами нынешнего праздника стала супружеская чета из Австрии Эрвин и Ингеборг Хохмайр - изобретатели имплантов, с помощью которых российские медики уже много лет возвращают мир звуков глухим детям. Мы видели этих детей на сцене Эрмитажного театра.

Меценаты не просто люди, которые вынули деньги из собственного кармана, у них особый настрой души. Их присутствие в больнице, детском центре, детской деревне, музее создает ауру доброты. Об этом важно рассказывать сейчас, когда вокруг благотворительных фондов существует поле подозрительности и злобы. Откуда у них деньги? Какие преследуют интересы?

Закон о меценатах не проходит в Думе потому, что мы живем в обществе недоверия. Те, кто должен принять этот закон, думают, что люди, дающие деньги на благотворительность, будут использовать его для ухода от налогов.

Вокруг нас живут разные люди, но есть такие, кто украшает общество. Детская больница, НИИ уха, горла, носа немыслимы без меценатов. Не только потому, что они дают деньги. Можно и государство заставить это делать. Но государство не заменит людей, которые приезжают к больным детям, придумывают для них разные формы помощи. Добрые дела рождаются из человеческих чувств. Например, общество защиты животных появляется в память о погибшем сыне, который любил животных.

Меценаты не только что-то дарят Эрмитажу, они вступают с музеем в особые отношения. Даритель скульптур и мебели стал инициатором выставки эмалей эпохи мэйдзи. Прекрасная выставка рождена благодаря инициативе мецената. Кстати, это не его коллекция. Сейчас возникли идеи исследования мебели, соединения вещей, которые «разбрелись» по разным отделам. Даритель участвует в жизни музея, помогает создать что-то новое.

Навязать музею что-либо невозможно. У каждого мецената есть что-то, что ему нравится и может быть полезным. Крупнейший в России коллекционер «книги художника» подарил нам десять книг, помог купить Библию Шагала. Желание коллекционера показать свою коллекцию совпало с интересами Эрмитажа. Возникло партнерство, в результате которого создана постоянная экспозиция.

Есть меценат, который на протяжении нескольких лет покупает для нас африканское искусство. Благодаря этому мы решили создать экспозицию Африки в Эрмитаже, которой никогда не было. Интерес музея совпал с увлечением человека, который решил нам помогать. В результате за несколько лет мы собрали замечательную коллекцию. Она выставляется в Главном штабе рядом с картинами Пикассо, на которого африканское искусство оказало влияние.

Эрмитаж работает с меценатами, помогающими взрослым и детям с разными синдромами. Они приходят к нам, мы устраиваем благотворительные концерты, экскурсии. В Дне мецената принимали участие представители центра, помогающего людям с аутизмом, «Антон тут рядом». Мы вместе сделали выставку «Одними красками». Фарфоровые формы, сделанные особыми людьми, расписали художники фарфорового завода. А формы, сделанные на фарфоровом заводе, расписали подопечные центра «Антон тут рядом». Новое направление в развитии музея.

Эрмитаж создает экспозиции, новые выставочные залы, открытый для публики форум на Дворцовой площади... Есть вещи, не менее важные, чем выставки, которые всем нравятся.

Иногда забывают, что культурная деятельность не всегда несет людям приятное. И критерий успеха необязательно большое число посетителей. Выставки не должны нравиться всем. Я без конца говорю о триаде культуры. Первое - фундаментальная ее часть - то, что нужно делать, исходя из высокой миссии, даже если сегодня это может казаться бесполезным или не нравиться. Второе - государственный заказ на то, что нужно для поднятия духа, воспитания патриотизма, развития культурных отношений между странами... Третье - так называемая креативная индустрия: кино, пластинки, игры... В том, что приносит деньги, массовое и высокое искусство сплетаются. И здесь начинаются счеты: сколько денег принесла выставка, коммерческая она или нет... Многие на коммерции зациклились. Музейное сообщество сумело убедить Министерство культуры, что критерий посещаемости далеко не самый главный. Но есть еще понятие доходов и коммерческого успеха.

Эрмитаж может себе позволить не делать коммерческие проекты. У нас нет отдельных билетов на выставки, которые мы располагаем по всему музею, будь то выставка, посвященная 100-летию революции, Фабр, «Манифеста» или костюм Императорского двора...

Выставка Фабра, которую любят называть скандальной, для нас эпохальная. Все эпохальные выставки вызывали ту или иную степень скандала, потому что были неожиданными для людей. Это относится и к Фабру. Эрмитаж показал его так, как надо показывать современное искусство. А именно — в контексте искусства старинного. Возникает диалог. Высвечиваются неожиданные стороны в старом искусстве и традиционные в новом, становится понятно, есть ли между ними противостояние.

Выставка Фабра эпохальная и потому, что, как показали социологические опросы, она вызвала активную реакцию публики. Люди должны высказывать свое мнение. При этом не злиться, а стараться получать удовольствие, если даже мнение отрицательное. Фабр художник специфический, его многие не любят. Это жесткое фламандское искусство. Оно всегда было таким, это искусство крестьян.

Скоро в Эрмитаже откроется выставка современного немецкого художника Ансельма Кифера, посвященная Велимиру Хлебникову. Тоже сложный художник, многие могут его не принять. Самое лучшее для него определение - «сумрачный германский гений». Предстоит выяснить, внятен он нам или нет.

Современное искусство отражает боли современности, поэтому раздражает. В свое время и старое искусство раздражало. Острые конфликты гасятся, когда предстают в историческом контексте.

Не всем посетителям нравится, когда в экспозиции появляется что-то новое, особенно если это современное искусство. Но они не замечают, что в музее все время что-то меняется, мы вещи переставляем, заменяем, устраиваем диалоги. Сейчас к 100-летию Октябрьской революции в разных залах разбросаны точечные выставки, посвященные этой дате. Они вторгаются в привычное пространство, кому-то это нравится, кому-то нет.

Нам не нужны коммерческие выставки, потому что посетителей и так много. Можно что-то делать за деньги, но не ради денег. Если правильно подбирать меценатов, они помогут делать проекты, которые музею нужны. К примеру, на выставки современных художников мы не тратим казенные средства.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии