Место встречи– театр

30 сентября спектаклем «Дядя Ваня» в постановке Андрея Михалкова-Кончаловского откроется XXVI международный театральный фестиваль «Балтийский дом». О том, что увидят театралы нынче на этом смотре, наша газета уже писала. Мы решили уточнить, почему фестиваль получил девиз «Театр по правилам и без», а также узнать, что же готовит театр-фестиваль «Балтийский дом» в новом сезоне. Обо всем этом журналист Екатерина ЮРЬЕВА побеседовала с генеральным директором «Балтдома» Сергеем ШУБОМ.

Место встречи– театр | ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»

ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»

- Есть мнение, что петербургская публика с трудом принимает новации. Но, может быть, Петербургу и стоит оставаться таким театральным заповедником?

- Но развиваться-то надо. Можно говорить, что русский язык - самый лучший, но ведь при этом знание английского не является грехом. Так что неплохо быть хотя бы в курсе того, куда и как развивается это искусство. Не всякий эксперимент в театре становится прорывом, но все это шаг вперед. Именно нарушение правил дает порой движение искусству. Потому мы в этом году дали девиз нашему фестивалю - «Театр по правилам и без». Как это ни парадоксально, сегодня именно наши академические театры прорываются в новую форму, ищут и находят свежие театральные способы выражения. И это новое лицо академической сцены мы решили показать на нашем фестивале, придумав специальную петербургскую программу, в которую вошли спектакли «По ту сторону занавеса», поставленный Андреем Жолдаком в Александринском театре, «Гроза» Андрея Могучего, «Сон об осени» Юрия Бутусова, «Сегодня. 2016» Валерия Фокина, премьеры нашего театра «Анна. Трагедия» Александра Галибина и «Семья» Анатолия Праудина.

- Но в то же время круг участников фестиваля из других городов явно сузился.

- Увы. Проблема, как и у всех, - в сложностях с финансированием. На фестиваль выделили лишь 5 млн рублей. Это очень мало для фестиваля мирового уровня. Нам пришлось отказаться от приглашения Люка Персеваля и его коллектива. Он наш друг, «Макбет», поставленным им в «Балтийском доме», мы с большим успехом показываем за границей. Но гонорары его немецкой труппы для нас неподъемны. Я вам больше скажу - мы и Кончаловского привозим только благодаря кооперации с известным петербургским продюсером Ниной Петровой. И театр из Ростова-на-Дону смог приехать, потому что ему выделили деньги местные власти. Так что, к сожалению, дело, которому мы отдали 26 лет, все труднее и труднее сохранять. А это важно, и не только потому, что фестиваль за эти годы привил театральной публике вкус к новому сценическому языку, связанному с активной режиссерской энергетикой. Сейчас очень важно сохранять диалог между культурами, иначе мы вообще потеряем общий язык.

- Вы часто выезжаете на гастроли за рубеж?

- К сожалению, нет, это слишком дорогое для нас удовольствие. Мы представлены на европейском театральном ландшафте благодаря «Макбету» Персеваля. Вот и сейчас, в двадцатых числах сентября, наш шекспировский спектакль вновь отправился на гастроли. В прошлом году мы его показали в рамках «Петербургских театральных сезонов» в Белграде, на этот раз - в Афинах. Надо сказать, это особое чувство - выступать в месте, где зарождался европейский театр. То, что делает Виктор Минков (директор фестиваля «Петербургский театральный сезон». - Прим. ред.) вот уже десять лет, показывая наши спектакли в разных городах Европы, - достойное дело. Он дает возможность театрам выехать на гастроли, а без гастролей театр жить не может - нужна эмоциональная встряска, нужен новый зритель. Театрам престижно попасть в эту «выездную» обойму, ведь это оценка их работы не только дирекцией «сезонов», но и целым городом (проект осуществляется при поддержке комитета по культуре. - Прим. ред.). «Петербургские театральные сезоны», как очевидно из названия проекта, - это презентация культуры нашего города. Очень важно ощущать себя частью большого мира.

- Вот вы вернетесь из Греции, пройдет фестиваль. Что дальше? Какие премьеры нам ждать в этом сезоне?

- Только что Александр Галибин представил свою версию знаменитого романа Толстого «Анна Каренина» - оригинальную, по духу очень близкую древнегреческим трагедиям. В этом спектакле Анна вовсе не такая уж безвинная жертва, а Каренин вовсе не паук, который загубил несчастную жену. На Малой сцене Владимир Тыкке ставит спектакль про Марию Стюарт «Ваша сестра и пленница», а Леонид Алимов - «Анекдоты» Вампилова и «Матренин двор» Солженицына. Для маленьких зрителей готовим спектакль «Все о драконах» в постановке Дмитрия Петруня. В новом году - большая работа Иосифа Райхельгауза (худрук московского театра «Школа современной драмы». - Прим. ред.). Он поставит у нас пьесу А. Островского «Таланты и поклонники». Уверен, мы увидим что-то весьма любопытное.

- Не вырисовывается генеральная линия.

- Да, у нас такое лоскутное одеяло. Но сделать хорошее изделие в стиле пэчворк - очень непросто. Нужно, чтобы все совместилось, чтобы цвета не убивали друг друга, а, наоборот, подчеркивали. Потом не забывайте, у нас тысячный зал, поэтому мы должны балансировать на грани бизнеса и настоящего искусства. Вот, к примеру, у нас идет с аншлагами яркий, красочный мюзикл «Шерлок Холмс». В роли сыщика - Владас Багдонас, которого можно увидеть едва ли не во всех спектаклях Някрошюса и который у нас играл в «Москва - Петушки». Но однажды он сказал: «Больше не могу играть трагедии!» И пожалуйста - теперь Багдонас выходит на сцену в кепи Холмса и... с электрогитарой. В свое время мы придумали спектакль «Возвращение в любовь» по Паулсу - Евтушенко, который стал шлягером.

- В театральной среде бытует мнение, что театр сегодня переживает не лучшие времена. На первый взгляд так не скажешь.

- Проблема в том, что интерес к театру сегодня минимален. Театр перестал нести функцию и нравственную, и эстетическую, которую нес 20, 30 лет назад.

- Почему это произошло?

- На это влияют глубокие внутренние процессы, которые происходят в обществе. Хотите, называйте его обществом потребления, обществом выживания или еще как, суть не меняется: в этом обществе театр не является властителем дум. Свои позиции он сохраняет лишь в среде интеллигенции. Ведь в театр ходят 5 - 6% населения Петербурга. Видимо, он будет по-настоящему востребован, когда в обществе созреет некая потребность в диалоге, ведь театр - это все-таки место некой публичной встречи, дискуссии, разговора.

- Может быть, и театр не предполагает такого разговора? Поводом к какой дискуссии может стать Островский?

- Смотря какая пьеса Островского. Нет, вопрос не в драматургии, а в том, что лежит в основе идеи режиссера. Мы в будущем году хотим поставить «Милого друга» Мопассана. Я перечитал роман и, признаюсь, удивился, насколько он современен. Ведь это история молодого человека, который делает карьеру, идя по головам. Так что я убежден: время, когда у общества возникнет потребность в высказывании, еще не пришло. Пока все ориентиры связаны с выживанием, достатком, комфортом.

Но это не значит, что нам остается лишь покорно наблюдать за этим процессом. Прежде всего, думаю, надо заниматься молодым поколением. Завоевывать его. Используя и новые средства коммуникации, и способы формирования сознания.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (5798) от 29.09.2016.


Комментарии