Матушка была права

Матушка была права |

В России популярны разговоры о фальсификации истории. Фальсифицировать историю нельзя, можно фальсифицировать документы. Историю можно по-разному трактовать и обсуждать. Обсуждение меняется в зависимости от уровня знаний и от времени.

В Амстердаме мы открыли большую выставку, посвященную императрице Екатерине. Понятно, что для простого западного человека она о любовниках императрицы, для нас – о другом.

Недавно в Петербурге прошел конгресс Петровских городов. Он тоже был посвящен Екатерине как продолжательнице дела Петра. Наш внутренний разговор об императрице и разговор, который мы навязали посетителям выставки в Голландии, звенья одной цепи.

Выставка роскошная, на голландский вкус, у нее несколько посылов. На открытии я говорил: мы рассказываем о Екатерине, исходя из современных взглядов на историю.

Кто такая Екатерина Великая? Сегодня можно сказать, что она символ феминизма. Эта женщина вела себя так, как было принято у мужчин в XVIII веке. Она присвоила себе право выбирать любовников, так делали короли.

На выставке висят портреты ее фаворитов, возлюбленных. Глядя на них, мы видим, что Екатерина собирала вокруг себя людей, у каждого из которых были свои функции – государственные, деловые, военные. Она управляла страной вместе с ними. Блестящий пример самодержавия и одновременно работы в команде. Так было у нее, у Петра, затем ни у кого не получалось.

Есть знаменитая история «потемкинских деревень». Известно, что это выдумка прусских дипломатов, которых не взяли в поездку с Екатериной. Мы также знаем, что императрица музыку не любила, а обожала театр, по любому поводу его устраивала. У нее было представление даже про вакцинацию оспы. Она театр затем превращала в жизнь. Всюду, куда приезжала императрица, устраивался праздник. Он демонстрировал, как должна и будет жить Новороссия.

Екатерина была мастером пиара, пропаганды. Она умела рассказать о том, что хочет сделать, и внушить: всем это нравится. Переписываясь с Вольтером, старалась выглядеть просвещенной, желающей делать добро людям. С Фридрихом Великим, которому поклонялась, соревновалась в собирании коллекций. Училась у него, но преуспела больше.

Для России Екатерина создавала другой, нужный для страны, образ. Это «Матушка», правящая жесткой рукой. Нет другого правителя в России, которого так любила ее команда и народ. Любили сильную, заботливую императрицу, умеющую использовать свои женские преимущества.

Выражаясь современным языком, Екатерина была интернационалистом, хотя из России никуда не ездила. Она руководствовалась тем, что теперь называется защитой прав человека. Если вспомнить раздел Польши, действия Екатерины были связаны с защитой прав людей, принадлежавших к ее религии. Поводом к разделу Польши между Россией и Пруссией стало преследование православных. Требованием к королю Польши, бывшему возлюбленному Екатерины, было обеспечить права православных, ограничить диктат католиков. Пруссия защищала права протестантов, Россия – права православных. Под это Польшу и разделили. Война с Турцией – борьба с чужой религией, как и война со Швецией.

Можно вспомнить «Греческий проект» Екатерины: геополитический проект, предполагавший вытеснение турок из Стамбула, Балкан и Малой Азии, создание на обломках Османской империи нового государства. Десять лет тому назад это казалось умершей фантазией русской истории. Сегодня при наших непростых отношениях с Турцией история обретает другой акцент.

Музей не представляет абсолютную истину, он хранит подлинные вещи, позволяющие дать объективную картину.

Мы без конца делаем выставки про Екатерину Великую, потому что она основала Эрмитаж и потому что о ней интересно рассказывать. Не просто выбирая легенды, а объясняя, что за ними стоит.

У Эрмитажа есть еще один герой – Меншиков. У Меншиковского дворца особая миссия, которую он выполняет, помогая понять, кем был на самом деле этот человек. Можно говорить, что он вор и жулик... Но это типичный рус-ский чиновник, который вышел из низов, поднялся на самый верх и упал, был осужден, ограблен, выслан. Недавно во дворце Меншикова в очередной раз вручали премию «Лучший чиновник Петербурга». Я говорил о том, что у хозяина дворца типичная судьба русского чиновника – в конце всегда тюрьма маячит.

Меншиков был первым генерал-губернатором Петербурга, он этот город построил. Петр приказал, Меншиков строил. Известен анекдот, что он развернул здание Двенадцати коллегий. Между прочим, если бы здание стояло вдоль Невы, это выглядело бы тоскливо. Меншиков сидел в своем дворце и в окно смотрел, как по Неве проходили в гавань корабли. Если подробно рассказывать, эпизоды его биографии складываются в непростую историю. Мы стараемся это помнить.

В Эрмитаже открылась мощная выставка, посвященная Византии. Прекрасные эрмитажные вещи рядом с экспонатами, которые приехали из Греции. Получился рассказ о культуре, которая имела греческие корни, развилась в культуру Византии, а потом из нее родилась русская культура. Вещи из наших и греческих коллекций перекликаются и демонстрируют эту связь.

Выставка без стеснения напоминает, как развивалась византийская культура. С одной стороны, она уничтожала культуру античную. На выставке есть голова Афродиты, у которой изуродован нос, а на лбу выбит крест. Скульптуру уничтожали, как идола. Там же изящная головка мальчика, на которой крест вырезан аккуратно.

Очевидно, существовало два пути осуждения язычества. Один фанатичный – уничтожение античной скульптуры. Но был и другой: если скульптуру вынести из храма, поставить на ней крест, она перестает быть идолом. На выставке стоит витрина с церковной утварью, в ней вещи жесткие, аскетичные. Напротив витрина с драгоценностями. Христианские проповедники поносили женщин за то, что они приходили в церковь в драгоценностях, отвлекая людей от молитвы. Но христианки носили драгоценности, на которых иногда были арабские надписи.

Византия показывает, как уничтожать чужую культуру. И учит, как включить ее в культуру собственную.

Это связано и с сегодняшним днем, с вещами, о которых спорят. Недавно одному из мостов в нашем городе дали имя президента Чечни, убитого в 2004 году. Не такое большое событие, чтобы его раздувать. Крик, поднявшийся по этому поводу, на мой взгляд, лишь пиар семье Кадыровых. Есть замечательная повесть Толстого, которая называется «Хаджи Мурат». Там гениально описаны кавказские проблемы, ее надо перечитывать постоянно. Можно говорить о Северном Кавказе, вспоминая кавказские батальоны СС или оборону Кавказа. И то и другое – правда.

Надо думать и не терять спокойствия.

То же самое можно сказать и об отношении к Маннергейму. В память о нем повесили знак, по этому поводу разразилась истерика. Эрмитаж делал громадную выставку, посвященную Маннергейму. Это был человек разных политических взглядов. Но это офицер русской гвардии, разведчик, кавалергард, который шел первым на коронации Николая II, исследователь Востока. Все это делает его значительной фигурой в петербургской истории. Фигурой, о которой можно спорить.

Уже давно в Петербурге есть гостиница, носящая это имя, в ней маленький музей. Президент России возлагал цветы к памятнику Маннергейму в Финляндии.

История позволяет эмоции приглушить. Иногда стоит немного отстраниться, чтобы спокойнее воспринимать прошлое.

Для Амстердама мы готовим следующую выставку – «Романовы и революция». Поначалу казалось: кому это может быть интересно, Распутин без конца... За рубежом революцией интересуются больше, чем у нас. Там мало о ней знают. Весь мир воспринимает революцию как величайшее событие ХХ века.

Эту выставку, несколько иначе, мы покажем и у нас. Здесь она расскажет о том, что происходило в Зимнем дворце в Первую мировую войну и революцию, позволит напомнить о важных вещах.

Известно, что в Зимнем дворце был лазарет. С этим сюжетом связана выставка «Фаберже и Первая мировая война» в Главном штабе, где демонстрируются вещи, которые делала фирма для военно-медицинских целей.

Царя во дворце уже давно не было. Здесь обосновался Керенский и Временное правительство. Нелишне вспомнить, кто были эти люди, почему оказались у власти в демократическую Февральскую революцию, которую все так любят. Мы попытаемся посмотреть на этих персонажей и понять, что они собой представляли.

Что касается Эрмитажа, он объявил новой власти бойкот, одновременно стараясь захватить Зимний дворец. По распоряжению Луначарского там кино показывали, устраивали съезд бедноты, организовывали Музей революции. Эрмитаж действовал разными путями. Руководство Эрмитажа с Луначарским не общалось, с ним общался Александр Николаевич Бенуа. Постепенно происходил внутренний, «ползучий» штурм Зимнего. Лишь после Второй мировой войны удалось окончательно отвоевать территорию. Весь Зимний дворец стал частью Эрмитажа.

Для выставки мы попытаемся напомнить облик дворцовых комнат во время революции и штурма. Известен эпизод в истории музея, когда явилась украинская делегация с мандатом Сталина и потребовала вернуть украинские ценности, которые хранятся в Эрмитаже. Была вызвана военная охрана, сотрудники музея ночевали рядом с ящиками, в которые были упакованы ценности, чтобы ничего не вынесли. Эрмитаж оказался учреждением, бойкотирующим приказы.

Под моим кабинетом были винные подвалы. И это было проблемой музея. Вино вылили в Зимнюю канавку. Жизнь Эрмитажа в революционной обстановке описана много раз. В ней есть малоизвестные аспекты.

Повторю, на историю надо смотреть сегодняшними глазами. В ней есть вещи незыблемые, но их трактовка может меняться. Сегодня она исходит из наших знаний, настроений, объективных задач.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (5740) от 11.07.2016.


Комментарии