Лючия в честь Галины

Концертное исполнение оперы «Лючия ди Ламмермур» в Мариинском-3 под управлением Валерия Гергиева, где заглавную партию исполнила Альбина Шагимуратова, было посвящено памяти Галины Ковалевой.

Лючия в честь Галины | Голос Альбины Шагимуратовой вызвал у слушателей сильные чувства.ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Голос Альбины Шагимуратовой вызвал у слушателей сильные чувства.ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

В Мариинском театре в последние годы многое все чаще происходит спонтанно и трудно предсказуемо, подобно появлению солнца в сумрачном Петербурге. Находить этому логическое объяснение становится все сложнее. Вот и разовая акция концертного исполнения «Лючии ди Ламмермур» пронеслась какой-то загадочной кометой. Впрочем, намерение в любом случае благое – посвятить исполнение этой оперы выдающейся певице Галине Ковалевой, солистке Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, ныне Мариинского. В тот же вечер параллельно «Лючии» на главной сцене шла опера «Обручение в монастыре» Прокофьева, в которой Ковалева когда-то пела Луизу, но этот спектакль уже почему-то шел без посвящения.

Можно было бы организовать фестиваль колоратурных и лирических сопрано имени Галины Ковалевой. Век оперного артиста, конечно, чуть более длинный, чем век солиста балета. И тем не менее все и всё забываются стремительно. А Галина Александровна Ковалева была для ленинградцев звездой своего времени: на нее ходили. Правда, такой оглушительной международной карьеры, которая отличает продолжательницу ее дела Анну Нетребко, у Галины Александровны не было. Несколько лет назад в Германии вышел очередной сольный диск Нетребко «Русский альбом» с ариями русских композиторов, и можно было лишь поражаться репертуарным совпадениям с выпущенным годами раньше на петербургской фирме диском с ариями в исполнении Галины Ковалевой.

Ковалева, как и Нетребко – уроженка Краснодарского края (родилась в поселке Горячий Ключ), где южная природа, судя по всему, не скупится на голоса. В контексте своего времени Галина Александровна заметно выделялась среди коллег по цеху не только красотой и звонкостью голоса, но и его превосходными техническими характеристиками. К тому же она одна из немногих коллег решила похудеть, чтобы соответствовать габаритам юных героинь. При иных политических условиях быть бы Галине Ковалевой певицей с мировой славой.

Она действительно пела партию Лючии ди Ламмермур, доказательством чему могут служить не только многочисленные программки в архиве Мариинского театра, но и аудио- и видеозаписи. Ее хрустальной ясности голос пронзал насквозь, да и эмоционально-психологическое наполнение роли было феноменальным. А бездонный взгляд довершал сильнейшее воздействие на слушателя-зрителя.

Сказать, что Альбина Шагимуратова – наследница традиций Галины Ковалевой или певица, выросшая на ее школе, было бы большим преувеличением. Но решение Валерия Гергиева посвятить памяти Галины Ковалевой исполнение «Лючии» с участием именно этой певицы нового поколения не было лишено оснований. Повод для сравнения этих на самом деле несравнимых певиц – голос и только голос.

Выступающая на сценах самых престижных оперных театров мира, Альбина Шагимуратова, ученица Галины Писаренко, знает, что такое держать марку, которую и продемонстрировала на своем дебюте в Петербурге. Правда, ее Лючии при всей высоте исполнительского класса, а особенно при фирменных фантастически полнозвучных верхних нотах, очень не хватало нежности и теплоты. Во время ее исполнения чаще вспоминалась почему-то агрессивно напористая Царица ночи из «Волшебной флейты» Моцарта – одна из коронных партий Альбины.

Впрочем, как посмотреть. Если учесть, что оркестр под управлением маэстро Гергиева играл партитуру оперы Доницетти едва ли не так же, как играет Чайковского или Пуччини, можно понять стремление сопрано быть услышанной сквозь массивную стену оркестра. В этой громкости, возможно, заключалось желание маэстро напомнить о временах объекта посвящения: раньше эту романтическую оперу играли так, чтобы всем в зале было слышно и чтобы все слушатели ушли домой с чувством глубокого удовлетворения. Но для контекста наших дней оркестр был чересчур шумен – так сегодня не играют, понимая, что не грохотом ценна опера.

С партнером Лючии получилось недоразумение. Перед самым началом было объявлено, что партию Эдгара исполнит Ильгам Валиев, а вышел тенор Мариинского театра Евгений Акимов. Партию он, конечно, спел, но голос его в верхнем регистре вызывал у слушателей столько же охов, сколько вызывает канатоходец под куполом цирка, вот-вот готовый сорваться.

Но мастерство заезжей гостьи Альбины Шагимуратовой в знаменитой сцене сумасшествия Лючии все же поспособствовало созданию желаемого эффекта. Публика испытала катарсис, вспомнив об исторической миссии оперы – пробуждать сильные чувства.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5406) от 26.02.2015.


Комментарии