Луна, упавшая на землю

Витающая в облаках Джоконда, огромный человеческий глаз, лежащий на пляже, девушка с французским багетом на голове... В Эрмитаже открылась выставка «Сюрреализм Каталонии: художники Ампурдана и Сальвадор Дали».

 Луна, упавшая на землю | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Не страдающий от скромности Дали часто повторял: «Сюрреализм - это я!» И был недалек от истины. Организаторы выставки попытались опровергнуть этот лозунг. На выставке 70 работ 29 художников, из них только восемь - Сальвадора Дали.

В Эрмитаже нет работ сюрреалистов. И выставок, на которых можно было бы ознакомиться с этим важным в истории искусства XX века направлением, в нашем музее было совсем немного: Ханс Арп, Макс Эрнст, великолепная рестроспектива Рене Магритта и - сравнительно недавно - «Дада и сюрреализм» в Главном штабе.

Эта выставка - долгожданная. Ее открытие откладывалось несколько раз. Срывались договоренности о предоставлении работ, потому что коллекционеры умирали, а наследники не были расположены к сотрудничеству. Трудностей добавил и экономический кризис. В конце концов финансовую помощь оказало правительство Каталонии.

Выставка на третьем этаже Зимнего дворца начинается не с Дали, а с работ его учителя Хуана Нуньеса - вполне реалистических и мастерски выполненных. С автопортрета, сделанного углем, смотрит очень красивый мужчина с правильными чертами лица и залихватскими усами. Да, мы не ошиблись - как утверждает куратор, Дали не только прошел у Нуньеса отличную школу, но и частично заимствовал имидж, в том числе усы, торчащие вверх, как пики.

Кураторы с испанской стороны называют Жоана Массанета-и-Жули и Анжела Планьеса Кураньяса самыми интересными среди сюрреалистов Каталонии. Быть может, даже более интересными, чем сам Дали. Полотно Планьеса «Луна на берегу моря», увидев, нельзя не запомнить. Стоит произнести название, чтобы представить себе расхожую картинку: луна в небесах, морская гладь, лунная дорожка, мерцающая на воде. Но мы видим совсем другое, неожиданное: морской пейзаж, на берегу спиной к нам стоят мужчина и маленькая девочка, а у их ног лежит огромный серебристый шар с кратерами - это и есть Луна, упавшая на землю.

Когда смотришь на картины и объекты сюрреалистов, кажется, что они сделали шаг назад в сравнении с авангардом, который так мощно заявил о себе в начале XX столетия. Уже были Пикассо и Матисс, Кандинский и Малевич, утвердившие абстрактную живопись, а Марсель Дюшан выставил в музее свой «Фонтан мира» - писсуар, сделав объектом искусства обычный прозаический предмет. А сюрреалисты вдруг возвращаются к фигуративности и культивируют ремесло живописца - умение виртуозно рисовать. Но иначе было бы невозможно воплотить сны, галлюцинации, мистические видения. «Знайте, что с помощью кисти можно изобразить самую удивительную мечту... но для этого надо обладать талантом к ремеслу Леонардо да Винчи или Вермеера», - один из афоризмов Сальвадора Дали.

Его творчество представляют всего восемь работ, причем не первого ряда. Ему даже не стали отводить отдельный зал. Главная работа с длиннейшим названием «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг плода граната за секунду до пробуждения» предоставлена Музеем Тиссена-Борнемиса (Мадрид). Если знаешь ее только по репродукциям, в первый момент удивляешься, что она совсем маленькая. Но в ней есть все, что характерно для стиля испанского сюрреалиста. Далианский пейзаж - пейзаж Ампурдана, который бесконечно повторяется в работах художника: ярко-синее небо, белые облака, море и свет - ослепительный, едва выносимый. В спящей обнаженной женщине легко узнать Гала - русскую жену и музу Дали. Нарушая законы гравитации, она парит в воздухе, что воплощает ее пребывание между двумя мирами - реальностью и сновидением.

Еще одна знаковая работа Дали - небольшая скульптура «Венера с выдвижными ящиками», упрятанная в витрину. Обнаженная фигура античной богини любви и красоты снабжена ящиками, которые можно выдвинуть, чтобы проникнуть в женские тайны. Больше всего народу толпится возле другой скульптуры Дали - «Ретроспективного бюста девушки». Она сделана из бронзы и раскрашена масляными красками. На голове у красавицы с обнаженной грудью - французский багет, увенчанный к тому же бронзовой чернильницей, на шее - кукурузные початки. Можно воспринять этот образ как символ плодородия, но он глубже. Присмотревшись, можно заметить на лбу у девушки черных муравьев, которые были для Дали символом тления и распада со времен совместной работы с Луисом Бунюэлем над фильмом «Андалузский пес». Он полон шокирующих образов - чего стоит кадр, где глаз разрезают бритвой. Присутствует там и отрубленная рука, по которой ползают муравьи.

Пастель на черной бумаге «Изысканный труп» мало что скажет посетителю, однако ее присутствие на выставке важно. Потому что название работы напоминает знаменитую фразу «Изысканный труп выпил молодого вина», составленную сюрреалистами при игре в буриме и ставшую своеобразной иллюстрацией метода, по которому они соединяли предметы и образы в своих работах. «Сон разума порождает чудовищ», - предостерегал человечество великий испанский художник Франсиско Гойя. Спустя несколько веков его земляки и коллеги призвали «освободить творчество из-под контроля разума» и выпустили из подсознания всех демонов, которые там таились.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (5823) от 03.11.2016.


Комментарии