Ловушка для зрителей

На экранах кинотеатров - новый фильм Николая Хомерики «Селфи».

Ловушка для зрителей |

В основе сценария - роман Сергея Минаева (он же сочинил и сценарий). Постановку осуществил опытный Николай Хомерики. В главной роли - кумир категории «30 - 40» Константин Хабенский. Сопродюсер - Федор Бондарчук, он же появляется и на экране.

Дуэт Минаев - Хомерики выдал на-гора вполне привлекательный экранный продукт, при встрече с которым зрителям скучать не придется. Есть некий популярный писатель и телеведущий Владимир Богданов (кажется, своего сходства с этим героем реальный беллетрист Минаев даже и не скрывал). Его-то и играет Хабенский, умело изображая циника, вкусившего всех возможных форматов развлечений, включая алкоголь и наркотики. Но в один прекрасный момент господину Богданову начинает казаться, что в его жизни появился двойник.

Повесть Ф. М. Достоевского здесь ни при чем. Речь идет, скорее, о некоем конкретном персонаже, который и есть второе, темное «я» писателя Богданова. Но об этом зрители начнут догадываться только тогда, когда сюжет полетит к развязке или к тому, что авторы ленты считают таковой. А пока суд да дело, им предлагают любоваться раздвоением личности актера Хабенского, играющего и Богданова, и лже-Богданова. Различить, кто есть кто, практически невозможно. Если режиссер с актером так и задумывали, то можно сказать, что их замысел реализовался на все сто процентов. Но надо все-таки загадкам и мистическим намекам в кадре давать в конце концов вполне внятные объяснения. А этого по мере развития событий в «Селфи» становится все меньше. Очень трудно понять, в какую жанровую игру играют со зрителями.

Мы же, бедняги, так и не можем до конца уразуметь: то ли перед нами детективная притча о блуждающем в сумерках своего «я» инженере человеческих душ, то ли игра в триллер про маньяка, сошедшего с ума на почве страсти к своему кумиру. Отсюда и странный визуальный ряд картины, то напоминающий о нью-йоркских задворках, то восторженно демонстрирующий ночное великолепие московского мегаполиса во всем блеске его огней и высотных башен. Получается раздвоение не только личности господина Богданова, но и замысла режиссера. И смысловую двусмысленность не компенсируют ни изощренно выстроенная «картинка», ни бурная эротика, ни настроенческий саундтрек, который настойчиво и прямолинейно подводит публику к ожиданию по принципу: «вот-вот что-то сейчас случится...». И случается, причем не то, что ждешь.

Эффект неожиданности, несомненно, выгодный постановочный прием. Но желательно, чтобы при столь запутанной с житейской точки зрения ситуации зрителю оставалось экранное время на то, чтобы понять простое: кто в данный момент находится в кадре - Богданов или его двойник? Сошлюсь на собственные ощущения: понять очень трудно. И, быть может, еще и потому, что в аналогичной ситуации находятся и персонажи, окружающие героя Хабенского, - друг Макс (Ф. Бондарчук), экс-жена (А. Михалкова), любовница (С. Янушаускайте), литературный агент Жанна (Ю. Хлынина). Кстати, именно случайная связь с ней становится тем поворотным пунктом фабулы, который окончательно погружает и героя, и зрителей картины в беспросветный мрак раздвоения.

И кажется, из этой ловушки нет никакого выхода. Поневоле приходят на ум параллели с изощренными сюжетами романов француза Себастьяна Жапризо, когда тема двойника разрешается в финальной фразе («Ловушка для Золушки»). Понятно, что у Сергея Минаева и Николая Хомерики - собственная творческая гордость. Но все-таки романы пишутся для читателей, а фильмы снимаются для зрителей, и не очень-то честно оставлять публику с вопросом: а чем же все закончилось на самом деле?

Хорошо, что хотя бы название фильма нам разъясняет герой Константина Хабенского: «Все стремятся делать селфи и разместить их в Интернете. Тебя лайкнули, следовательно, ты существуешь». И это правда. Только все равно не понять: кто же из раздвоившихся Владимиров Богдановых вернулся в семью? А кто из них написал новую книгу под выразительным названием - «Селфи».

#Николай Хомерики #«Селфи» #премьера

Комментарии