Главная городская газета

Лирик подполья

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Возвращение Савла в просвет

На свое место в Малом итальянском просвете Нового Эрмитажа вернулось после реставрации полотно крупнейшего венецианского живописца XVI века Паоло Веронезе «Обращение Савла». Читать полностью

«Манеж», как много в этом звуков

В ЦВЗ «Манеж» состоялся «ПроТоАрт. Импровизация» - первый для обновленного зала опыт двухдневного синтетического действия на 80 событий с двумя сотнями участников для публики всех возрастов. Ее составили примерно 8 тысяч человек. Читать полностью

Софит пошел на «Грозу»

Объявлены номинанты высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит» сезона-2016/17. По признанию экспертов, выбор был непростым в каждой номинации. Читать полностью

Морж собрал ваятелей

В небольшом швейцарском городке со странным для русского слуха названием Морж (Morges), что уютно устроился на берегу Женевского озера недалеко от Лозанны, прошел международный симпозиум скульптуры. Читать полностью

Сказки бабушки  Екатерины

В минувшие выходные в музее-заповеднике «Павловск» прошел семнадцатый по счету фестиваль «Императорский букет». Фестиваль - ровесник века, у него своя история и традиции. Читать полностью

Бесценных слов мот и транжир

19 июля исполнилось 124 года со дня рождения Владимира Маяковского. Дата не круглая, юбилей грядет в следующем году. Читать полностью
Реклама
Лирик подполья | «...Лопнул, как медная бочка,/Неба пылающий край./В звездную изморось ночи/Бросился алый трамвай!» Роальд Мандельштам, 1955. ФОТО АВТОРА

«...Лопнул, как медная бочка,/Неба пылающий край./В звездную изморось ночи/Бросился алый трамвай!» Роальд Мандельштам, 1955. ФОТО АВТОРА

В петербургской KGallery открылась выставка «Владимир Шагин. Живопись. Графика» – четвертый проект из серии, посвященной художникам ленинградского неофициального искусства из Общества непродающихся живописцев (ОНЖ), созданного ими на рубеже 1940 – 1950-х годов.

Уже состоялись выставки, посвященные Валентину Громову, Рихарду Васми, Шлому Шварцу. Завершится серия осенью 2016 года выставкой Александра Арефьева, лидера общества, которое чаще называют «арефьевский круг».

И вот теперь – Шагин (1932 – 1999), более двухсот произведений из музеев и частных собраний, созданных за полвека творчества. Из всей пятерки он самый известный, хотя бы потому, что являлся почетным «митьком» со времени основания знаменитой группы в 1984 году, постоянно участвовал в ее выставках. И одновременно – самый загадочный художник, ускользающий от определений. На вернисаже на нашу просьбу определить место Шагина в ОНЖ лучше всего ответил коллекционер Николай Благодатов. Арефьев – драма, Васми – «построитель» пространства, Шагин – лирик.

Он держал дистанцию между биографией и своими картинами и рисунками. Биография – это отчисление за формализм из СХШ при Академии художеств, а потом из училища имени Серова. Недолгая работа музыкантом в инструментальном ансамбле, режимная психиатрическая больница, работа грузчиком, инвалидность в 47 лет. И бытовая неустроенность, которая преследовала Шагина до последних дней.

На выставке отчетливо видно, что главные шагинские сюжеты – о другом. Как заметила Любовь Гуревич, исследователь арефьевского круга, Шагин не пускал демонов в живопись. Он рисует непарадный, а потому уютный Ленинград, вроде «Введенского канала», «Зимнего дворика» или «Озерков». Семейные сцены – картина «Мать и дочь», серия рисунков «Разговор вдвоем», бытовые зарисовки – «В бане», «На катке», «В милиции».

Как только появляется возможность показать свои работы публике, Шагин принимает активное участие в знаменитых выставках в ДК им. Газа и ДК «Невский». В 1981 году по инициативе подруги Гели Писаревой он даже получает небольшую выставку в Голубой гостиной ЛОСХа. Но вступать в Союз художников Шагин категорически отказался, понимая, что между ним и лосховцами существуют непреодолимые «стилистические» противоречия.

На любой персональной экспозиции всегда интересны автопортреты, созданные в разные годы. На карандашном рисунке 1948 года изображен юноша, который требовательно, с некоторой претензией смотрит на мир. Но уже через 7 лет перед нами мужчина с печальными глазами, еще через несколько лет – «старик», смирившийся с судьбой.

Самая известная картина из представленных на выставке – ранняя работа «Алый трамвай», возможно, созданная под впечатлением от стихотворения Роальда Мандельштама, друга художника. С контрастных сочетаний красного, черного, синего начинался живописец Шагин.

Впрочем, с ней может поспорить «Тысяча и одна ночь Шахерезады». В 2004 году она была украдена с выставки в «Манеже» и найдена только через три года в общаге гастарбайтеров.

Существует похожая на правду легенда, что в последние годы жизни Шагин влюбился в соседку по дому. И результатом тайного чувства стали несколько мажорных женских изображений – «Обнаженная перед зеркалом», «Лежащая», «Девушки в бане».

Выставка Владимира Шагина будет работать по 17 апреля.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook