Главная городская газета

Лирик подполья

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Мы начинаем КВН

При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 4 июня в Доме молодежи состоится игра первого тура сезона 2017 года «Лиги выходного дня». Читать полностью

В Питере - читать

В рамках Петербургского книжного салона прошла встреча читателей с обозревателем «Санкт-Петербургских ведомостей» писателем Ильей Стоговым. Читать полностью

В поле зрения

В Петербурге собрались лучшие специалисты-офтальмологи из многих регионов России, стран СНГ и всего мира. Читать полностью

Мамы учатся играть

Свои личные истории разыграли не профессиональные актрисы, но женщины, открывшие в себе новые способности лишь после того, как стали мамами. Читать полностью

Танцы с цветами в Гатчине

В грядущие выходные музей-заповедник «Гатчина» откроет летний сезон. Праздник продлится два дня. Читать полностью

Москвич с Петербургом в душе

Завтра классику отечественной литературы второй половины XX века Андрею Битову исполняется 80 лет. Читать полностью
Лирик подполья | «...Лопнул, как медная бочка,/Неба пылающий край./В звездную изморось ночи/Бросился алый трамвай!» Роальд Мандельштам, 1955. ФОТО АВТОРА

«...Лопнул, как медная бочка,/Неба пылающий край./В звездную изморось ночи/Бросился алый трамвай!» Роальд Мандельштам, 1955. ФОТО АВТОРА

В петербургской KGallery открылась выставка «Владимир Шагин. Живопись. Графика» – четвертый проект из серии, посвященной художникам ленинградского неофициального искусства из Общества непродающихся живописцев (ОНЖ), созданного ими на рубеже 1940 – 1950-х годов.

Уже состоялись выставки, посвященные Валентину Громову, Рихарду Васми, Шлому Шварцу. Завершится серия осенью 2016 года выставкой Александра Арефьева, лидера общества, которое чаще называют «арефьевский круг».

И вот теперь – Шагин (1932 – 1999), более двухсот произведений из музеев и частных собраний, созданных за полвека творчества. Из всей пятерки он самый известный, хотя бы потому, что являлся почетным «митьком» со времени основания знаменитой группы в 1984 году, постоянно участвовал в ее выставках. И одновременно – самый загадочный художник, ускользающий от определений. На вернисаже на нашу просьбу определить место Шагина в ОНЖ лучше всего ответил коллекционер Николай Благодатов. Арефьев – драма, Васми – «построитель» пространства, Шагин – лирик.

Он держал дистанцию между биографией и своими картинами и рисунками. Биография – это отчисление за формализм из СХШ при Академии художеств, а потом из училища имени Серова. Недолгая работа музыкантом в инструментальном ансамбле, режимная психиатрическая больница, работа грузчиком, инвалидность в 47 лет. И бытовая неустроенность, которая преследовала Шагина до последних дней.

На выставке отчетливо видно, что главные шагинские сюжеты – о другом. Как заметила Любовь Гуревич, исследователь арефьевского круга, Шагин не пускал демонов в живопись. Он рисует непарадный, а потому уютный Ленинград, вроде «Введенского канала», «Зимнего дворика» или «Озерков». Семейные сцены – картина «Мать и дочь», серия рисунков «Разговор вдвоем», бытовые зарисовки – «В бане», «На катке», «В милиции».

Как только появляется возможность показать свои работы публике, Шагин принимает активное участие в знаменитых выставках в ДК им. Газа и ДК «Невский». В 1981 году по инициативе подруги Гели Писаревой он даже получает небольшую выставку в Голубой гостиной ЛОСХа. Но вступать в Союз художников Шагин категорически отказался, понимая, что между ним и лосховцами существуют непреодолимые «стилистические» противоречия.

На любой персональной экспозиции всегда интересны автопортреты, созданные в разные годы. На карандашном рисунке 1948 года изображен юноша, который требовательно, с некоторой претензией смотрит на мир. Но уже через 7 лет перед нами мужчина с печальными глазами, еще через несколько лет – «старик», смирившийся с судьбой.

Самая известная картина из представленных на выставке – ранняя работа «Алый трамвай», возможно, созданная под впечатлением от стихотворения Роальда Мандельштама, друга художника. С контрастных сочетаний красного, черного, синего начинался живописец Шагин.

Впрочем, с ней может поспорить «Тысяча и одна ночь Шахерезады». В 2004 году она была украдена с выставки в «Манеже» и найдена только через три года в общаге гастарбайтеров.

Существует похожая на правду легенда, что в последние годы жизни Шагин влюбился в соседку по дому. И результатом тайного чувства стали несколько мажорных женских изображений – «Обнаженная перед зеркалом», «Лежащая», «Девушки в бане».

Выставка Владимира Шагина будет работать по 17 апреля.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook