Лир запоет басом

Одним из главных событий фестиваля «Международная неделя консерваторий» станет петербургская премьера оперы «Король Лир» Сергея Слонимского, которую сегодня исполнят на сцене Эрмитажного театра. И. о. ректора Консерватории Алексей Васильев, выучивший партитуру оперы наизусть, продирижирует студенческим оркестром, главные партии исполнят недавние студенты. Классик современной музыки Сергей Михайлович СЛОНИМСКИЙ рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, каким голосом споет у него король, и о прочих деталях своего нового музыкально-театрального опуса.

Лир запоет басом | Иллюстрация Macrovector/shutterstock.com

Иллюстрация Macrovector/shutterstock.com

- Как возникла идея создания оперы по «Королю Лиру» Шекспира?

- Это моя собственная затея, заказа со стороны не было. Я написал оперу в 2000 году, незадолго до 400-летия с момента возникновения этой трагедии у Шекспира. А ставится она спустя 400 лет со дня смерти Шекспира. Но совпадения случайные. Когда драматическая пьеса производит на меня сильное и глубокое впечатление, как бы я ни сопротивлялся, через какое-то время музыкальные мысли овладевают мной, и я пишу оперу. Так было и с «Гамлетом», и с «Марией Стюарт», и с «Мастером и Маргаритой», и с «Антигоной».

- В постановке заняты молодые певцы. Справятся они со сложностями партитуры?

- Я как раз очень ценю то, что молодые исполнители проявили инициативу. А ставит оперу студент режиссерского факультета Артем Вольховский, для которого это будет дипломная работа. Он - ученик Станислава Гаудасинского, с которым мы сотрудничали в 1980-е годы в Малом оперном театре, когда Станислав Леонович ставил «Марию Стюарт». Партию короля Лира готовит выдающийся бас Денис Седов, обладатель мощного голоса и драматического дарования.

- То есть ваш король перенимает традиционное вокальное амплуа оперного баса, напоминая о короле Филиппе у Верди, Борисе Годунове у Мусоргского, короле Рене у Чайковского. Хотя, вспоминая актера Юри Ярвета в фильме Григория Козинцева, думаешь не о басе, а о теноре...

- Тенорами у нас поют Шут и Эдмунд - внешне обаятельный подлец, который очень нравится толпе зрителей, которых я ввел в либретто в дополнение к первоисточнику. Это такой коллективный персонаж - групповой портрет зрителей театра «Глобус». Они бесцеремонно обсуждают всех действующих лиц пьесы. Короля Лира они поначалу высмеивают как дурака, к которому у них постепенно просыпается жалость. Среди этих зрителей есть старик, внешне похожий на Льва Толстого, который не только ругает саму пьесу, но и автора - Шекспира, возмущаясь нелогичностью действия, нелепостью драматургических поворотов... Возникает аллюзия сходства судьбы Лира и Толстого, который, как известно, умер вдали от дома, на полустанке. Эти добавленные персонажи не поют, а ведут разговорные диалоги. Сама же опера отсылает к жанру dramma per musica («драма, положенная на музыку» - с итал.), родившемуся во Флоренции во времена Шекспира.

- Вводя этот коллективный персонаж, вы тем самым хотите вовлечь в дискуссию современную публику?

- Можно и так сказать. Свободная дискуссия о происходящем постепенно приводит к мысли о том, что власть имущие иногда принимают лесть за преданность и идут на поводу у льстецов. А это очень опасно.

- Судя по всему, ваш «Король Лир» - поэтичный памятник эпохе Возрождения. Инструменты же в оркестре при этом используются обычные, не старинные?

- Старинных инструментов нет, но оркестр все же не совсем обычный - он полностью совпадает с составом оркестра в камерной опере «Мастер и Маргарита». Партитура «Короля Лира» использует одинарный или веберновский состав оркестра, то есть каждого инструмента в нем по одному. Инструменты трактованы как тени героев: Эдмунд с виолончелью, Корделия с арфой, гобоем или флейтой, Шут с аккордеоном. Короля Лира характеризует больше всего инструментов.

- Зная вашу преданность мелодии, могу предположить, что язык оперы красив.

- Опера мелодийная. В составе оркестра нет тутти, перекрывающих голос. Но это все же не шансон. Эта мелодийность апеллирует к традиции dramma per musica флорентийской камераты, но свободно трактованной, с использованием современных хроматических ладов. Я мечтаю о том, чтобы состоялся новый ренессанс искусства, человека, музыки, и мне кажется, что прошло достаточно времени, чтобы этот ренессанс наступил.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (5819) от 28.10.2016.


Комментарии