Легенда о контратеноре

Фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» открылся в Тронном зале Зимнего дворца концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи, а продолжился в другом не менее роскошном Тронном зале Екатерининского дворца первым концертом в Петербурге всемирно известного американского контратенора Дэвида Дэниэлса.

Легенда о контратеноре | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Уже несколько лет подряд этот красивый музыкально-исторический летний форум открывается с помощью зарубежного дебютанта - оперной звезды с мировым именем. В прошлом году, к примеру, это был восхитительный молодой американский тенор Стивен Костелло, чьим изящным, идеально ровным и полетным тенором, называвшимся в старину tenore di grazia, заслушиваются в лучших оперных театрах мира. В этом году руководство фестиваля решило вернуть дворцовому пространству соответствующую звуковую барочную «начинку» - тембр контратенора.

Концерт назвали интригующе - кинематографично и исторично: «Легенда о Фаринелли». Имя этого легендарного кастрата XVII века вошло в историю ярче многих других «коллег» его эпохи. Он был певцом с безграничными возможностями, имевшим к тому же свойство воздействовать своим голосом на особо чувствительную публику, доводя ее до экстаза и сладкого обморока. Фаринелли был еще и очень красив, что стало поводом для создания одноименного фильма о нем.

В меру упитанный Дэвид Дэниэлс напомнил о «легенде Фаринелли» прежде всего голосом - элегантным, благородного тембра, не слишком страстным, по-английски дистанцированным, но отнюдь не холодным. В прошлом году певец перешел полувековой рубеж, но его голос остается по-прежнему свеж, эластичен, сохраняет все те же технические характеристики, что и в период расцвета карьеры этого музыканта. Ее высшие точки зафиксированы на многочисленных аудио- и видеозаписях как студийных, так и живых оперных спектаклей и концертов с его участием.

В послужном списке Дэвида есть и Бах, и много Генделя, и Вивальди, и Бриттен, и Берлиоз, и, разумеется, Монтеверди. Еще лет двадцать назад «рынок» контратеноров в европейской оперной индустрии не был наводнен этим типом певцов, а потому каждый из существовавших контратеноров воспринимался как уникум. Сегодня ситуация кардинально изменилась, контратеноров объявилось так много, что они уже выстраиваются в очередь на сцену, тесня друг друга, оттеняя все более усиливающимся блеском, глянцем феноменальной техники, не говоря о внешних данных. А потому удивлять становится все сложнее. Петербургский дебютант Дэвид Дэниэлс был приглашен, конечно же, как мэтр, мастер, впрочем, на лаврах не почивающий, продолжающий вполне активную карьеру. И специфическая фестивальная публика, судя по всему, не искушенная в вопросах искусства контратеноров XXI века, кидалась «фоткать» на гаджеты диковинного певца, словно инопланетянина, как только он начинал петь.

Дэвиду Дэниэлсу, конечно, очень пригодился бы хороший барочный оркестр, но на этой статье, к сожалению, сэкономили, предложив в качестве аккомпанемента камерный состав международного симфонического оркестра «Таврический» под руководством Михаила Голикова. Не искушенные в области исторически информированного исполнительства, они смогли лишь более-менее корректно, хотя и плосковато, по-ученически стилизовать звучание барочного оркестра. В отсутствие истинно барочного драйва со стороны музыкантов певец не стал усердствовать и компенсировать лишней энергией то, чего не мог дать оркестр.

Милое, в меру экзальтированное, радужно-мажорное начало концерта (симфонический номер «Прибытие царицы Савской» из оратории «Соломон» Генделя) продолжилось двумя ариями Бертарида из «Роделинды» Генделя и двумя же ариями Цезаря из «Юлия Цезаря в Египте» Генделя. Партнершей Дэниэлса на концерте выступила сопрано Яна Иванилова, ученица Нины Дорлиак, певица с тонким вкусом и чистейшим тоном, способная гибко вписываться в разные стили - от русской протяжной лирической до романсов Метнера и опер Доницетти. Народно-песенные приемы звукоизвлечения иногда проскальзывали у нее, создавая любопытнейший синтез полярно разных культур, ставя европейское барокко на русскую почву.

У певцов невероятно сливались тембры, словно отражаясь друг в друге в дуэте Цезаря и Клеопатры из оперы «Юлий Цезарь в Египте», а особенно в любовном дуэте Нерона и Поппеи из «Коронации Поппеи» Монтеверди, невинно намекая на легкое эротическое напряжение. Пафосом праздничной состязательности была проникнута популярная песня Перселла «Звук трубы».

Эффектным инструментальным номером во втором отделении концерта стала Симфония-кончертанте для гобоя, фагота, скрипки и виолончели с оркестром, в которой партию скрипки исполнила хозяйка фестиваля Мария Сафарьянц. Участие сразу нескольких солистов подчеркнуло дух коллективной игры, в котором каждый слушает, слышит, уважает, заражается идеями и восхищается друг другом - делает то, чего так не хватает многим из нас сегодня.

#Дэниэлс #контратенор #концерт

Комментарии