Квази мир Пригова

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Дмитрий Александрович Пригов: в диалоге с авангардом», посвященная 75-летию со дня рождения поэта и художника, актера и философа.

Квази мир Пригова | Д. А. Пригов. «Дух Малевича». Рисунок.<br>ФОТО предоставлено пресс-службой Русского музея

Д. А. Пригов. «Дух Малевича». Рисунок.
ФОТО предоставлено пресс-службой Русского музея

Юбилейная дата отмечается выставками, приговскими конференциями, литературными чтениями в Перми, Красноярске, Москве. Выставка в Петербурге стала удачным экспромтом. Она объединила 200 произведений разных лет из собраний Эрмитажа, семьи художника и Русского музея.

Пригов был и, как это ни парадоксально прозвучит через 8 лет после его смерти, остается лидером московского концептуализма – движения художников и литераторов, возникшего в неофициальной культуре в 1970-е годы. В одном из своих текстов, который воспроизведен на выставке, Пригов говорил о том, что концептуализм следует традициям авангарда, оба стиля исследуют проблемы границы между жизнью и искусством. Эта тема была предметом многочисленных перформансов Пригова, в частности «Обращений к гражданам».

Выставка в Мраморном фокусирует внимание зрителя на одной, но важной стороне творчества Пригова. Речь идет о произведениях, спровоцированных «Черным квадратом» Малевича. Он воспринимался Приговым как картина и одновременно как миф, связанный с такими понятиями, как «тайна», «ужас», «ничто». Для Пригова творчество Малевича – и повод для ироничной игры, и возможность поразмышлять о том, как русский авангард повлиял на наше восприятие искусства прошлого.

В серии «Открытки» Пригов пишет на черном облаке слова, обыгрывая имя: «Казимир – Квази мир», или Kazimir male. Последнюю открытку можно воспринимать как Казимир – настоящий мужчина, или близкое по звучанию к mail, то есть «почта Казимира», его послание нам от русского авангарда.

В серии рисунков ...MALEVIChA Пригов ироничен: раз существует всем известный квадрат Малевича, то должны быть сапог, чаша, медведь, сон, смерть, дух, веревка, дыра, монстр Mалевича. В серии «Рисунки на репродукциях» на шишкинском пейзаже появляется облако «Татлин», а на сельском сюжете Венецианова – «Малевич».

В 1989 году Пригов создает свой «Квадрат Малевича» – на склеенных полосах свежих номеров газеты «Правда» появляются два черных пятна и слово «ужас». Трудно предположить, что Пригов плохо относился к перестройке, которая открыла для него возможность выставляться в музеях и широко публиковаться в СССР. Но интуиция художника подсказывала: впереди трудные времена.

На выставке впервые представлена машинописная книжная миниатюра «Я и Петербург», созданная Приговым в 2000 году, в то время он часто приезжал в наш город. Там есть интересные строки: «В Петербурге очень уж все насыщено Петербургом... но еще попахивает Ленинградом, это мне понравилось».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (5574) от 27.10.2015.


Комментарии