Кто читает фантастику?

Писатель Кирилл ЕСЬКОВ прибыл в Петербург с раскопок в Чили – с промежуточной остановкой в Тамбовской губернии. Роман Марии ГАЛИНОЙ «Автохтоны» вышел в финал двух из трех крупнейших литературных премий России. Леонид КАГАНОВ только что закончил первую версию сценария телесериала для одного из центральных каналов. И все они стали участниками шестой Петербургской фантастической ассамблеи, прошедшей под Петербургом в августе 2016 года. Журналист Василий ВЛАДИМИРСКИЙ воспользовался этой возможностью, чтобы задать нашим гостям несколько вопросов о жанре, которому была посвящена конференция.

Кто читает фантастику?  | ФОТО Shai_Halud/shutterstock.com

ФОТО Shai_Halud/shutterstock.com

– Существует мнение, что самое важное, что происходит сейчас в нашей фантастике, – это радикальное изменение структуры спроса, изменение читательской аудитории. Каким вы видите современного русскоязычного читателя фантастики?

Леонид Каганов: – Мне кажется, что молодежь сегодня меньше интересуется фантастической литературой. Читатели фантастики все-таки люди старой закалки, в возрасте, хотя, возможно, я ошибаюсь. В ту эпоху, когда я начинал писать и публиковаться, еще не было Интернета, существовала только сеть FIDOnet – изначально меня читали технари, сисадмины, инженеры, люди, чья жизнь была плотно связана с компьютерами. Условно говоря, техническая интеллигенция, которая первой пришла и в Интернет – думаю, именно они до сих пор составляют существенную часть моей аудитории.

Мария Галина: – Если говорить о неформатной, нестандартной литературе, в том числе о фантастике, то пишут ее все-таки не подстраиваясь под определенную аудиторию, а для того, чтобы решить какие-то проблемы, которые в первую очередь интересуют самих авторов. Всегда найдутся несколько тысяч человек, которые видят мир так же, как писатель – страна большая, слава богу, есть разброс мнений. Любое более-менее достойное произведение своего читателя найдет... На самом деле единственное, о чем автор не должен думать, так это о том, кто его прочтет, угодит ли он читателю или нет. Судя по сетевым отзывам, мне кажется, что читатель у меня думающий, интересующийся разными областями жизни. Есть молодые люди, есть не слишком молодые, мужчины, женщины – все очень разные. Наверное, к этому и надо сейчас стремиться: создатели тематических книжных серий окучивали узкие страты – вот это у нас дамский роман, вот это женское романтическое фэнтези, это книжки для «реальных пацанов» – ну и где они сейчас?

Кирилл Еськов: – У человека, который берет с полки мою книгу, должен быть IQ больше восьмидесяти – этого достаточно, остальное приложится. Ну и хорошо бы еще некоторый багаж знаний – от основ физики до базовых представлений об истории в объемах девятого класса советской средней школы. Я стараюсь сделать свои вещи многослойными: первый слой, который представляет собой детектив или авантюрный роман, мне кажется, можно считывать не ныряя в глубину и получать от этого определенное удовольствие – некоторые так и поступают.

– Презентации новых книг, общение в Сети – естественная часть жизни практически для каждого современного писателя. А что еще может сделать автор, чтобы поддержать свою репутацию в глазах читателя? Ну помимо очевидного – писать хорошо и еще лучше.

Мария Галина: – Есть разные стратегии поведения писателя – например, условно говоря, стратегия Пелевина, когда автор молчит и кроме новых книг ничего нам не предъявляет. Есть стратегия, условно говоря, Сорокина, который активно коммуницирует, дает интервью, занимается живописью, делает политические заявления. Обе эти стратегии успешны, потому что оба автора талантливы. Я знаю писателей, которые раскрутили себя благодаря соцсетям – это тоже способ не хуже любого другого. Но если у тебя нет текстов, которые изначально обеспечили тебе популярность, никакая раскрутка, никакие издательские миллионы, вложенные в рекламу, не помогут. Как раскрутился, так и закрутился.

Кирилл Еськов: – Писатель должен быть приличным человеком – без этого общения не получается. Я знаю немало авторов, которые заметно сузили свою аудиторию благодаря радикальным публичным высказываниям.

Леонид Каганов: – Главное, что можно сделать для сохранения своей репутации, – это не вести никаких блогов. Стоит высказаться на актуальную тему, и минимум половина аудитории откалывается по политическим соображениям – не важно, какая часть, но это происходит неизбежно. В обществе происходит серьезная поляризация, и, обозначив свою позицию, любой человек будет объявлен подонком и предателем половиной населения соцсетей независимо от того, какую сторону он занял. Лучше уж писателю молчать, ни в коем случае ничего не говорить о политике и в идеале вести себя как Пелевин, который прекратил всякое общение с читателем, заработав имидж мистика и человека-загадки. К сожалению, в наше время это почти невозможно...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (5773) от 25.08.2016.


Комментарии