Главная городская газета

Клюква красная

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Каннские метаморфозы

Открытие этого каннского сезона и главный тезис для размышлений состоят в следующем: традиционные киножанры с невероятной скоростью мутируют. Читать полностью

Здесь и сейчас

«Театр без границ» показал новый спектакль Читать полностью

Амазонки, красавицы, ведьмы...

Музей искусства Санкт-Петербурга XX - XXI веков открыл выставку «Амазонки в веках», собрав из 15 музеев и частных собраний обеих столиц женские портреты, созданные в прошлом столетии. Читать полностью

Полкило красоты по цене килограмма

В этом году акции «Ночь музеев» исполняется ровно двадцать лет. Читать полностью

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского. Читать полностью

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года. Читать полностью
 Клюква красная | ФОТО bogadeva1983/shutterstock.com

ФОТО bogadeva1983/shutterstock.com

На «1-м канале» состоялась премьера российско-украинского сериала «Красная королева».


У этого проекта было все, чтобы стать хитом телесезона. Прежде всего история известной советской манекенщицы Регины Збарской, легенды отечественного мира моды. Эпоха, когда расцвел ее талант, _ «оттепель». Точный выбор молодой актрисы Ксении Лукьянчиковой на главную роль. И, конечно, главное условие _ прайм-тайм самого первого канала страны.

Однако пролетевшие за полторы недели 12 серий не произвели особого впечатления кроме разочарования в той приблизительности и поверхностности, с которой режиссер Алена Семенова пыталась на экране обрисовать нам страшную (по ее мнению) жизнь таланта в Советском Союзе. Понятно желание представителей нынешней молодой поросли «мастеров экрана» прикоснуться к той эпохе, которую они не успели застать, но о которой слышали чужие рассказы. Понятно, что богемный колорит мира моды может увлечь любого, кто рискнет разобраться в запутанной жизни звезды подиума. Но есть все же некоторые реалии быта и бытия 1950 _ 1960-х годов, которые остались в фильмах, книгах, наших детских и юношеских воспоминаниях.

«Красная королева» _ типичный пример того, как ради красного словца не жалеют никого. В ход для описания трудностей и «свинцовых мерзостей» жизни советских граждан идет все _ от банальной «чернухи» до сарказма. Используется навязчивая лжемистика с частым явлением бедняжке Регине образа ее матери. При этом на всем пространстве сериала не сыщешь нормальных людей, которые бы просто занимались своим делом. Пожалуй, единственное исключение в картине _ модельер Аралова, точно сыгранная Еленой Морозовой. Да иногда развлекает аудиторию Татьяна Орлова в шаржированной роли «кадровички» Калерии. Остальные же персонажи не более чем ходульные иллюстрации заданной системы отношений.

Сама же Барская (у героини сериала отняли букву «з» от фамилии) выглядит как модель и ведет себя, как должна себя вести модель, с точки зрения массового зрителя. Только мне почему-то кажется, что в «советской реальности», отдаленной от нас полувеком, все было не так пошло, банально и однозначно, как это показано в фильме выпускницы нашей Театральной академии. Алена Семенова представляет жизнь как цепочку авантюр и разочарований. Но есть еще и нормальные отношения, когда люди просто жили и просто работали, а не мечтали любой ценой оказаться в Париже (столицу Франции снимали во Львове). Есть во всей этой панораме блеска и нищеты (духовной) советских жриц моды какая-то нарочитость, заставляющая разглядеть некую уязвленность режиссера, изо всех сил разоблачающего «проклятое советское прошлое». В общем, получилась очередная неприглядная «картинка» про то, как «империя зла» губит очередной талант и не дает провозить в СССР двадцать пар колготок.

Если окинуть ретроспективным взором обойму сериалов про нашу жизнь в 50 _ 80-е годы прошлого столетия, которую мы увидели на телеэкране за последнее время, то складывается удручающая панорама. По городам и весям разгуливали бандиты, военные преступники и маньяки, власть намеренно губила все таланты подряд, и бедные звезды перебивались с воды на хлеб, не имея возможности купить себе подержанный «Мерседес» и вынужденные, как героиня «Красной королевы», разъезжать по Москве на личной «Волге».

Понятно, что история в ее реальном наполнении фактами и событиями отчаянно сопротивляется подобным экранным «моделям». В них идут в ход апробированные ранее драматургические и стилистические клише вроде очевидных цитат не только из народного хита «Москва слезам не верит», но даже из недавней «Оттепели». Чем и отмечен режиссерский почерк Алены Семеновой. Ее вариант «красоты по-советски» (таков еще один вариант названия сериала) оказался очередным примером того, как, будучи не в силах справиться с нынешней реальностью, творцы спасаются бегством в уже отдаленное от нас советское прошлое, наивно полагая, что у зрителей их творений короткая память. Они ошибаются.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook