2Vtzqv4Hz9U

Кавалерист-директор

«Его Величество Чиновник» – так необычно назвала выставку, которая открылась в Шереметевском дворце, ее автор Наталья Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства.

Кавалерист-директор | ФОТО Предоставлено Театральным музеем

ФОТО Предоставлено Театральным музеем

Чиновник с большой буквы – Владимир Теляковский, директор Императорских театров с 1901-го по 1917 год. Он открыл миру Шаляпина, Фокина, Павлову, Мейерхольда, помогал международной карьере Дягилева и его «Русских сезонов», добился полного театрального «импортозамещения», начиная от набора русских артистов в труппы и заканчивая приобретением тканей для костюмов и декораций только от отечественных производителей.

Теляковский родился накануне отмены крепостного права и последовавшей за ней демократизации общественной жизни в России, а умер при социализме в один год с Лениным. В биографическом зале выставки жизнь Теляковского наглядно совмещена со «шкалой» исторических событий в России. Контекст всегда важен, это ключ к жизни персонажа. В данном случае он помогает понять, почему Теляковский не мог уволить костюмера, почему прислушивался к газетным рецензиям.

Назначение кавалерийского полковника «на театр» стало громкой сенсацией. На выставке показаны карикатуры – маленький человечек в галифе и сапожищах пялится на театральную тумбу.

Теляковский с первого дня работы понимал трудность своей миссии, об этом свидетельствуют его замечательные дневники, фрагменты которых воспроизведены на выставке.

Ему пришлось иметь дело одновременно с императорским двором, публикой, прессой, актерами, режиссерами, театральным закулисьем. Постоянно бороться с интригами, взятками для получения ролей и для поступления в артисты, а то и с примитивным воровством бюджетных средств, выделенных на изготовление костюмов и декораций.

Теляковский быстро и успешно освоил науку топ-менеджмента. Яркое тому свидетельство – проведение в 1903 году знаменитых костюмированных балов в Зимнем дворце. Десятки платьев и костюмов в русском стиле XVII века были сшиты в мастерских императорских театров. На выставке показаны несколько сохранившихся подлинников из Эрмитажа.

Финальной точкой блестящей карьеры Теляковского стала премьера «Маскарада», она состоялась в Александринском театре 25 февраля 1917 года под аккомпанемент стрельбы восставшего народа.

После Октябрьской революции бывший обер-камергер Теляковский становится начальником сапожной мастерской на Николаевской железной дороге. И мудро пишет в дневнике, что при его характере это смешно, а не грустно.

На небольшой выставке собраны предметы и документы из семи музеев, театров и библиотек Петербурга и Москвы, от Эрмитажа и Александринского театра до Музея Суворова и Музея артиллерии. Достойный пример профессиональной кооперации.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (5494) от 07.07.2015.


Комментарии