История одной эвакуации

Мастер коммерческого и развлекательного кино на сей раз удивил не сюжетными поворотами и не спецэффектами, а выбором темы, неожиданной для автора картин о приключениях Бэтмена и Темного рыцаря. Его новый фильм посвящен одной из самых драматических страниц начального периода Второй мировой войны.

История одной эвакуации |

В этом опыте Кристофер Нолан почти в точности повторяет схему движения к славе Стивена Спилберга, который после коммерческих успехов киносаги об Индиане Джонсе захотел сделать серьезное кино и получить официальное признание Американской киноакадемии. Так мир получил «Список Шиндлера», а Спилберг - своего «Оскара» за режиссуру. «Дюнкерк» обозначает некий поворот в творчестве Нолана, а также и некий поворот в трактовке темы Второй мировой войны в западном кинематографе в целом.

Этот поворот обозначился, начиная с легендарного «Перл Харбора». Теперь уже Нолан рассказывает с экрана кажущуюся невероятной историю о том, как в течение нескольких дней в мае 1940 года английские моряки на маломерных судах сумели эвакуировать из Дюнкерка войска соотечественников и союзников - французов и бельгийцев, блокированные немцами. С точки зрения военной истории Дюнкерк - одно из тяжелейших поражений сил антигитлеровской коалиции во Второй мировой. С точки зрения гуманитарной и политической эвакуация из Дюнкерка - пример мужества и ответственности тех простых людей, которые творят историю, действуя каждый там, где судьбой ему было определено.

Фабула «Дюнкерка» проста до сказочной наглядности. Переплетены судьбы трех групп участников драматических событий: французского солдата и его случайного знакомого англичанина; экипажа одного из тех семисот судов, которые отправились через Ла-Манш спасать свою армию; двух летчиков, прикрывающих эвакуацию с воздуха. Кристофер Нолан изящно переплетает различные линии повествования таким образом, что не сразу и догадаешься, о какой ситуации в данный момент времени идет речь в кадре. Но постепенно зрительское сознание адаптируется к подобным сменам точки зрения.

Временные переклички лишь усиливают напряжение, потому что ты вольно или невольно ждешь продолжения истории, ход которой может привести не к спасению, а к гибели. Недаром в картине бравый английский адмирал (Кеннет Бранна) озвучивает мнение Черчилля о том, что в лучшем случае из Дюнкерка удастся спасти только 45 тысяч человек. В реальности на остров удалось переправить более 335 тысяч военнослужащих. Тем самым был сохранен костяк британских вооруженных сил, который и продолжил борьбу с фашизмом.

Кристофер Нолан снял свой «Дюнкерк» таким образом, что мы успеваем познакомиться с основными действующими лицами всех трех главных сюжетных линий, но так до самого финала и не узнаем имена некоторых из них. Как не узнаем имена англо-французского дуэта пехотинцев, которым суждено пережить жестокую реальность спасения из Дюнкерка. Конечно, вполне можно было подробнее рассказать о каждом из показанных персонажей. Но именно в этой скользящей анонимности и кроется образный смысл показанного в фильме подвига простых людей, превративших возможный разгром в чудесное спасение, ставшее основой последующих побед. Показательно, что даже лицо суперзвезды Тома Харди режиссер «спрятал» за маской в кабине истребителя, на котором его герой отчаянно отбивается от атак налетов асов из «Люфтваффе». Его усталое лицо мы увидим только тогда, когда он, посадив свою машину на берегу, затем сожжет ее, чтобы она не попала в руки врага.

Кристофер Нолан снял необычное кино как для тех, кто привык к его киносказкам, так и для тех, кто привык к триумфальному шествию войск союзников по экранам. Но это правдивое кино о том, как и кем на самом деле творится история. И, быть может, не все наши зрители разделят пафос ключевой реплики из уст британского адмирала: «Это родина вернулась за нами!». Но человеческий смысл рассказанной в фильме драматической истории от этого никуда не денется.

#«Дюнкерка» #Нолан #кино

Комментарии