Идальго танцующий

Мировая звезда балета Йохан КОББОРГ, уже зарекомендовавший себя как хореограф, готовит в Театре балета имени Леонида Якобсона классическую постановку на музыку Людвига Минкуса «Дон Кихот».

Идальго танцующий | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

- Йохан, какие доводы были главными, когда вы приняли предложение художественного руководителя театра Андриана Фадеева поставить «Дон Кихота»?

- Тут многое сошлось. Я знал и уважал Андриана как блестящего танцовщика. А теперь доверяю его профессионализму в новом статусе руководителя балетной труппы. И, по счастью, именно сейчас выдалось свободное время, чтобы заняться этим проектом.

- В чем новизна вашего подхода к классическому материалу «Дон Кихота»?

- Я танцевал в этом спектакле на разных сценах мира. Но когда я смотрю этот любимый всеми балет, всегда вижу слабость сюжетной линии. Книга Сервантеса очень толстая, балет же стал простым набором характерных танцев. А мне важно внятно прописать характер каждого персонажа и прояснить их взаимоотношения. Главное в работе над образом Дон Кихота - отделить его грезы от реальности. Герой на протяжении всего спектакля путает сон и реальную жизнь. Мы с художником как раз ищем пути решения этих сцен. И к премьере концепция может кардинально измениться.

- Укрепляя сюжетные линии, вы приближаете балет к литературному оригиналу?

- Не уверен, что сделаю что-то близкое к тексту Сервантеса, - я сделаю то, что близко мне самому. Следуя книге, можно поставить не один, а десять балетов. Я же взял те эпизоды, которые традиционно используются в балете «Дон Кихот», но переработал их. И главным ориентиром для меня является не текст, а музыка. А она не дает возможности изменить либретто целиком. Мы можем лишь частично изменить мизансцены. Сейчас главная задача - совместить мои идеи с музыкой.

- Легко ли вам работать с труппой и как вы оцениваете ее творческие возможности?

- Несмотря на языковой барьер, в балетном зале мы хорошо понимаем друг друга. Могут различаться лишь акценты или способы достижения одной общей цели. А техническая оснащенность артистов труппы меня абсолютно устраивает. Мне важно сделать такую постановку, которую будут с удовольствием смотреть по всему миру, поэтому мои исполнители не должны танцевать, как танцуют в Дании. Мы друг у друга учимся, меняем привычные подходы и создаем такой продукт, который понравится всюду.

- Известно, что вы были не только хореографом, но и художником по костюмам, когда ставили в «Ковент Гардене» дивертисмент из балета «Неаполь».

- Да, мне нравится создавать эскизы костюмов, это моя большая страсть - увидеть что-то стоящее и попробовать сделать еще лучше.

- Вы исколесили весь мир, какие города и страны вам ближе по духу?

- Значительная часть моей жизни и карьеры связана с Лондоном, но в большей степени я всегда чувствовал себя дома именно в России. Говорю это не потому, что делаю сейчас постановку в Петербурге. Если спросить, какие мои выступления за 20 лет в балете запомнились мне больше всего, то на 90 процентов это будут спектакли, которые я танцевал в России. В юности, когда еще не было Интернета, на своем старом видеоплеере я смотрел только записи постановок Большого и Мариинского театров - не «Ковент Гардена» и не Датского королевского балета... И позже не мог поверить, что наяву танцую на этих легендарных сценах. А сейчас у меня впервые появилось время рассмотреть Петербург не только из окна гостиницы. Здесь все дышит гармонией красоты и историей, и это вдохновляет.

- Дух места для артиста не пустой звук. После Ханса Кристиана Андерсена вы, наверное, самый знаменитый уроженец датского города Оденсе...

- С восьми до четырнадцати лет я почти физически ощущал присутствие великого сказочника в моей жизни. Тем более что каждое лето в городе ставят спектакли по сказкам Андерсена, и я в них участвовал. Именно тогда я начал серьезно заниматься пением. Истории Андерсена внятны как детям, так и взрослым, поскольку в них бездна смыслов. Смешное в них соседствует с трагичным. Тот же принцип я использую в мизансценах «Дон Кихота».

- Что вы думаете об игровых фильмах про балет, которые все чаще появляются на больших экранах?

- Последний раз я был в кинотеатре лет десять назад. Мне нравится смотреть фильмы дома, чтобы можно было нажимать на паузу и обсуждать увиденное. Но вообще профессионалы не жалуют игровые фильмы про балет. Например, про картину «Черный лебедь» я слышал от коллег только одну оценку - «ужасно». Но от таких фильмов есть и польза: они рекламируют этот вид искусства. После просмотра «Черного лебедя» весь Лондон повалил на «Лебединое озеро». Беда в том, что зрители фильма думают, что видят на экране настоящий правильный балет. А на самом деле это просто карикатура. Но, наверное, появятся и хорошие фильмы на эту тему.

- А как вы сами ощущаете себя в этой довольно драматичной профессии? Например, Вацлав Нижинский называл себя Божьим Клоуном.

- Может, я просто клоун: ведь было время, когда я подрабатывал клоуном в торговом центре... Манией избранничества не страдаю. Мне всегда говорили: не продавай себя, не думай, что ты лучше других, но не цени себя дешевле, чем стоишь. Если тебе нравится то, что ты делаешь, это счастье. Я не старюсь угодить всем, просто хочу быть перед публикой честным, как хороший клоун на манеже.

Подготовила Татьяна ПОЗНЯК

#балет #хореограф #Кобборг

Комментарии