Гроот в замке

В Михайловском замке Русский музей открыл выставку «Георг Христоф Гроот и елизаветинское время», показав более полутора сотен произведений - живопись, графика, прикладное искусство - из своих и чужих музейных собраний.

 Гроот в замке | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Михайловский замок - площадка, где музей представляет художественно-исторические выставки в рамках проекта «Театр российской истории. Дом Романовых: факты, легенды и мифы. Сага о династии». Для каждой он ищет неожиданный поворот и не придерживается хронологии.

Выставка «Павел Петрович - великий князь» рассказывала о детстве будущего императора, когда закладывались основы его личности и еще не было оснований называть его бедным или сумасшедшим.

Год назад масштабная, почти энциклопедическая выставка «Портрет петровского времени» представила Петровскую эпоху в лицах.

Трехсотлетие со дня рождения Георга Христофа Гроота стало поводом обратиться к правлению Елизаветы. Этот живописец оказал большое воздействие на русскую художественную культуру того времени, которое стало началом русского Просвещения. Но его имя сегодня мало известно публике.

Гроот родился в Штутгарте в семье придворного художника и хранителя картинной галереи Людвигсбурга - резиденции герцогов Вюртембергских. Живописи учился в мастерской отца, затем в Дрездене, работал на фарфоровой мануфактуре, числился в гильдии живописцев в Праге. В Петербург он приехал и был принят на императорскую службу при правлении Анны Леопольдовны. И при воцарении Елизаветы Петровны он остался придворным живописцем. В коронационных торжествах он принимал участие как портретист и декоратор. Должность главного придворного художника сохранил до смерти.

Гроот писал иконы, делал рисунки для медалей, организовал реставрационную службу в Петербурге, обучал живописи будущих академиков Академии художеств. Но главной его обязанностью были портреты императрицы и ее приближенных. Елизавету он писал бесконечно и разнообразно - на троне, на коне, на балу и даже обнаженной в образе целомудренной Флоры.

Выставка впервые собрала почти все работы Гроота. Вместе эти вещи даже специалисты не видели. Удалось получить произведения из Третьяковской галереи, Эрмитажа, Московского Кремля, музеев-заповедников «Павловск», «Царское Село», «Петергоф», других отечественных и зарубежных собраний.

Как говорит куратор выставки заведующий отделом живописи XVIII - XIX веков Русского музея Григорий Голдовский, для этого проекта Гроот важен не сам по себе, а в контексте темы - русская художественная культура елизаветинского времени. В 1910-е годы было несколько больших выставок, посвященных этой эпохе.

- Мы не собирались создавать ремейк, - сказал Голдовский, - старались сделать что-то новое. Поэтому здесь нет главенствующей роли Ломоносова, нет обилия литературного и документального материала. Не было задачи исчерпать тему. Наша цель - донести дух эпохи, показать ее черты, способные удивить и взволновать сегодняшнего зрителя.

Выставка действительно не исчерпывает, а обозначает явления художественной культуры елизаветинского эпохи. Времени, когда развивались зодчество, живопись, графика, создавалась Невская порцелиновая мануфактура (будущий Императорский фарфоровый завод), работала Шпалерная мануфактура, переживал расцвет Ямбургский стеклянный завод, работали приезжие ювелиры, была создана Усть-Рудицкая мозаичная фабрика Ломоносова...

В двух первых залах живопись Гроота, тридцать одна картина, авторство которых не вызывает сомнений. Есть и сенсация - два портрета атрибутированы в процессе подготовки выставки.

Лица приближенных Елизаветы отражаются в зеркалах XVIII века. До сих пор спорят, сколько тысяч платьев было в гардеробе императрицы. Не сохранилось ни одного. Но в витрине подлинные европейские платья середины XVIII века.

В одном из залов собраны деревянная резьба, изделия фарфорового и стекольного заводов, мозаика, серебро. Представление о мебельном искусстве середины XVIII века дает уникальное бюро с часами, происходящее из Китайского дворца Ораниенбаума. Декоративная живопись покрывает его снаружи и внутри. До наших дней дошла шпалера с анималистическим сюжетом «Собаки на бойне».

Не забыта и тема становления русского театра, основанного при Елизавете Петровне. Ее отражают эскизы декораций к постановкам, афиши, старинные музыкальные инструменты.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (5845) от 06.12.2016.


Комментарии