Графика Веры

В Малом манеже открылась выставка «Вера Матюх. Пластический образ времени». Сорок литографий из собрания семьи художника и из частной коллекции, многие из которых экспонируются впервые, показывают 70-летний творческий путь мастера – яркого представителя ленинградской школы графики.

Графика Веры | «Автопортрет». Литография. Конец 1950 – начало 1960-х годов.Предоставлено ЦВЗ «Манеж»

«Автопортрет». Литография. Конец 1950 – начало 1960-х годов.Предоставлено ЦВЗ «Манеж»

Вера Матюх (1910 – 2003) родилась в Берлине в семье эмигранта, уехавшего из России после первой русской революции. В 1923 году они перебрались в СССР и обосновались в Харькове. Вера знала по-русски четыре слова, и мать посоветовала ей стать художницей: «можно не разговаривать». В 1931 году Матюх окончила Харьковский художественный институт и приехала в Ленинград. Как она тогда думала, посмотреть город «на минуточку», но осталась навсегда. Виной тому бурный роман с ученым Евгением Порай-Кошицем, с которым они прожили вместе почти 70 лет.

Вскоре общительная Матюх знакомится с Павлом Кондратьевым, учеником Филонова, с Львом Юдиным и Константином Рождественским, ассистентами Малевича. Каждый из них по-своему наследует русскому авангарду, что помогает молодой художнице уйти от жестких идеологических установок соцреализма. Напомним, в апреле 1932 года вышло печально известное партийное постановление о творческих союзах, которое фактически запрещает любые независимые организации художников.

В 1935 году в Ленинграде создается литографская мастерская при Союзе художников. Стране социализма нужна была тиражная графика, которую легко доставить в любую глубинку. Матюх попала в уникальное место. Молодежной секцией в мастерской руководили Н. Тырса, Г. Верейский, Е. Кругликова. В разные годы Матюх общалась и работала рядом с А. Ведерниковым, В. Конашевичем, Ю. Васнецовым, Г. Неменовой.

Выставка показывает, как художница постоянно искала новые формы в, казалось бы, традиционном искусстве литографии, оставаясь верной жанру уличной сцены. Ее ранние работы – «Сухуми», «Салют» напоминают творчество импрессионистов, яркие литографии 1960-х годов «На остановке», «Танцы на шоссе» – постимпрессионистов. Начиная с оттиска «Лавка жестянщика» 1972 года Матюх отказывается от яркости в пользу «кубистических» форм. Они достигают максимальной жесткости в сюжетах «Дом снесли», «Дискотека», «На ходу» («Поцелуй на эскалаторе»), созданных на рубеже 1980 – 1990-х годов.

Перешагнув 80-летний рубеж, Матюх создает свои лучшие литографии, где изображение становится знаком, таким же многозначным, как иероглиф. Таков оттиск «Любить все живое», где младенец на руках женщины вписан в фигуру матери.

Выставкой Веры Матюх ЦВЗ «Манеж» завершил проект «Мастера петербургского эстампа», а также всю деятельность Малого зала на канале Грибоедова, 103. В ближайшее время там начнет работу петербургский Музей современного искусства, создаваемый на основе манежной коллекции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (5577) от 30.10.2015.


Комментарии