Только на сайте

Голодный абсурд

В Театре эстрады состоялась премьера спектакля Андрея Носкова «Фарс. Мажор» по пьесе Славомира Мрожека «В открытом море». Популярный актер и режиссер Андрей Носков сам сыграл одну из ролей. Шесть других персонажей воплотили Алексей Васильев, Александр Шпынев, Егор Щедров, Анастасия Пижель, Алиса Полубенцева и Алина Мурзагалиева. «Откуда же столько героев?» - возразят знатоки польской драматургии.

Голодный абсурд | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

В пьесе Мрожека речь идет о трех элегантных мужчинах, после кораблекрушения оказавшихся в лодке без провизии и надежды на скорую подмогу. Скоро им потребовалась пища. Собственно, интрига пьесы заключается в том, кто именно станет пищей. Чтобы сделать нелегкий выбор, они прибегают к разным способам, придуманным обществом для коллективного принятия решений.

В авторском тексте абсурд перемешан с политической сатирой, сложнейшие вопросы этики – с простейшими законами выживания.

Андрей Носков написал собственную пьесу, используя фабулу Славомира Мрожека. Помимо трех мужчин в лодке оказались еще и три женщины, что стало поводом немного поострить на тему межполовых отношений. К тому же режиссер рискнул одеть героев в клоунские костюмы. Безусловно, этот ход добавил мрачноватому абсурду толику хохмы, но сочетать клоунаду с политической сатирой, на мой взгляд, не стоило. О том, что всякий политический строй - театр, и притом кукольный, российские телезрители усвоили еще в конце 1990-х.

Творчеству польского абсурдиста не к лицу столь яркая палитра. Пьеса Славомира Мрожека создана, скорее, в холодных тонах снисхождения и легкого презрения к роду человеческому. Впрочем, Андрей Носков очень умело адаптировал этот жутковатый трагифарс для массового зрителя.

«Фарс. Мажор» не годится для семейного просмотра. Красочный спектакль наполнен черным юмором, абсурдными ситуациями и метафорами, от которых мурашки бегут по коже. Полтора часа придется слушать доводы о том, кому надлежит быть съеденным. Согласитесь, не всякая психика выдержит такое испытание, несмотря на то что монологи героев часто напоминают застольные анекдоты. Порой накатывала тошнота. Возможно, это нормальная реакция организма на долгий и откровенный разговор о проблемах современного общества, в котором ложь, хитрость и подхалимство помогают не стать жертвой обстоятельств.

«В сущности все люди добрые!» - говорит один из героев. Но тут же вместе со всеми тянет жребий, чтобы случайным образом определить, кем же из попутчиков утолить голод. Стало быть, в сущности, людоеды.

На схожую тему не так давно высказались режиссер Евгений Анисимов и хореограф Владимир Варнава в спектакле «Записки сумасшедшего» по рассказу современного китайского писателя Лу Синя. Там герою все время казалось, что окружающие хотят его съесть. Акценты расставлены по-другому, но кое-какие рифмы возникают.

Прежде чем кинуть жребий, каждый найдет аргумент в свою защиту. Например такой: «Я вообще не съедобен, потому что принял кучу таблеток и водки», или «Меня нельзя фаршировать, я в трауре! Мать умерла». Другой убеждает, что может сотворить шедевр из любого мяса, чем и доказывает свою полезность в столь щекотливой ситуации. Андрей Носков решил придать происходящему черты эстрадного жанра. И музыка звучит, и огни горят, и смешно иногда бывает. Артисты ловко балансируют на тонкой грани между китчевой комедией и гротеском.

Когда стало понятно, что жеребьевка не вышла, устроили выборы. Пародия на предвыборную агитацию получилась, пожалуй, слишком явной и завершилась, разумеется, фальсификацией (как и в пьесе у Мрожека). Короче говоря, и этот маневр не удался. Решили искать добровольца. Рыжий клоун в исполнении Андрея Носкова произнес душещипательный монолог про бескорыстие и самопожертвование. И... указал на тощего высокого парня в полосатом костюме, напоминающем пижаму.

Пожалуй, единственный персонаж спектакля, вызывающий сочувствие и даже симпатию, в программке обозначен как «Парень». И этот парень (в исполнении молодого актера Егора Щедрова) смирился с выбором толпы. Только отбросив свое эго, ты обретаешь настоящую силу. Но это уже слова из одного голливудского блокбастера, который ничего общего с абсурдистской драмой не имеет, но повествует о служении. Когда человек выбирает путь служения людям, он становится свободным и бесстрашным. Главное - бесстрашным.

Как только герой произносит: «Ешьте меня...», на горизонте появляется берег.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (5825) от 08.11.2016.


Комментарии