Главная городская газета

«Географ» посетил Эрмитаж

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Реклама
Свежие материалы Культура

Любимый клоун придет во двор?

Памятник актеру и клоуну Юрию Никулину в Петербурге обещают установить муниципальное образование Коломна и театр «Мимигранты». Читать полностью

Динозавры, землеройки и гадкие лебеди

Среди текстов, прошедших в этом сезоне в шорт-лист премии «Новые горизонты», практически нет случайных, проходных текстов. Читать полностью

Умеющий все

Вчера исполнилось 80 лет Андрею Михалкову-Кончаловскому Читать полностью

С Пушкиным на дружеской ноге

Омская художница Римма Камкина утверждает, что нарисовала первый портрет Пушкина в возрасте двух лет. Читать полностью

Спектакль с вишневым вареньем

Театр на Литейном одним из первых открыл новый сезон - 109-й по счету. Читать полностью

Его пианиссимо тает в воздухе

Музыкальный мир потерял выдающегося пианиста, профессора Консерватории, народного артиста РФ Павла Григорьевича Егорова. Читать полностью
Реклама
«Географ» посетил Эрмитаж  | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

В зале Школы Рембрандта Нового Эрмитажа в серии «Шедевры музеев мира» открылась выставка «Йоханнес Вермеер. «Географ». Картина одного из самых известных и в то же время загадочных художников Золотого века Голландии входит в собрание Штеделевского художественного института во Франкфурте- на-Майне. Она будет гостить в нашем городе почти три месяца.

В российских музейных собраниях нет работ Вермеера, и вряд ли они появятся. В мире их не больше тридцати пяти, цены астрономические.

Имя Вермеера на слуху. Тот, кто видел, не забудет «Молочницу» в Рейксмузеуме Амстердама. «Девушку с жемчужной сережкой» прославил оскароносный фильм Питера Веббера по роману Трейси Шевалье.

Вермеер родился и до конца дней жил в Делфте, у кого учился живописи, точно не установлено. Он был удачно женат на Катарине Болнес, жил в доме тещи, поддерживавшей дочь и зятя материально, писал картины для своего покровителя и мецената богатого торговца Питера Класа ван Рейвена. Скончался художник в возрасте 43 лет, оставив вдову и одиннадцать детей. Его работы вызывали восхищение и высоко ценились у современников, но после кончины имя мастера было забыто почти на два столетия.

Из небытия оно возникло в 1866 году, когда знаменитый французский критик Теофиль Торе-Бюрже опубликовал статью о Вермеере, он назвал художника «делфтским сфинксом». Восхищенное описание картин, подписанных неизвестным мастером, подхлестнуло их поиск в разных коллекциях. Это сказалось на судьбе произведений, долгое время не покидавших город, где они были созданы. Цены на них взлетели, в конце ХIХ века большая часть наследия Вермеера переместилась из Европы в Америку. На «Молочницу» тоже покушались американцы. Голландскому правительству удалось собрать деньги, чтобы выкупить картину из частной коллекции. Это событие воспринималось как национальное торжество. Громкими скандалами сопровождалось разоблачение подделок Вермеера.

Парадокс: картины живописца предназначались не для свободной продажи, а для знатоков. Он писал их тщательно и медленно. А столетия спустя вокруг творчества «делфтского сфинкса» кипят страсти. В романе «В поисках утраченного времени» Марсель Пруст провозгласил живопись мастера верхом чистого искусства. Сегодня о нем пишут книги, ставят фильмы, оперы, придумывают биографию.

Эрмитаж дважды в последние годы показывал посетителям картины Вермеера из собрания Рейксмузеума в Амстердаме: «Дама в голубом, читающая письмо» и «Любовное письмо». Молодая женщина в домашнем интерьере - главная тема делфтского живописца.

«Географ» - другая история. Это небольшая, «кабинетного» формата, композиция, на которой по неизвестной причине автор дважды поставил подпись. Он изобразил молодого человека в домашней одежде в интерьере освещенного из окна кабинета. Удивительная передача света - знаменитые эксперименты Вермеера с оптикой. Светоносный колорит его работ достигался с помощью многослойного письма и использования мельчайших пунктирных касаний кисти. Недавние исследования показали: художник применял чистые дорогостоящие пигменты, например, драгоценный натуральный ультрамарин.

До конца XVIII столетия во всех собраниях картина «Географ» находилась вместе с другой, возможно парной, работой «Астроном» (теперь в собрании Лувра). По некоторым предположениям, заказчиком и моделью для них мог служить современник Вермеера естествоиспытатель Антони ван Левенгук, прославившийся изобретением микроскопа. Он также всю жизнь провел в Делфте, а после кончины Вермеера был назначен опекуном наследников живописца.

За свою историю «Географ» сменил много владельцев, побывал в нескольких странах. Был в истории картины и «русский» эпизод, о чем свидетельствует штемпель на обороте полотна и сургучная печать на подрамнике. Сохранился также лист с перечнем коллекций, в которых она находилась с 1713-го по 1872 год.

В 1877 году в Париже «Географа» купил русский предприниматель и меценат Павел Демидов. Получив в наследство дворец Сан-Донато близ Флоренции, он обосновался в Италии, где пополнял коллекции, собранные несколькими поколениями семьи. Но уже три года спустя владелец продал виллу со всеми ее сокровищами. В Сан-Донато несколько дней проходил грандиозный аукцион. Картина Вермеера числилась как «лот 1124». Вскоре Демидов приобрел в Париже другую картину Вермеера «Солдат и смеющаяся девушка», которая позднее также была продана.

Работы Вермеера, попадавшие в руки российских знатоков живописи, не были ими по достоинству оценены.

В Нью-Йорке в музее «Метрополитен» хранится картина голландского живописца «Аллегория веры», принадлежавшая Дмитрию Щукину. Владелец отправил ее за рубеж на экспертизу, а затем и вовсе с ней расстался.

До 1905 года в Петербурге в собственности сенатора Александра Половцова находилась работа Вермеера «Хозяйка и служанка» (теперь в коллекции Фрик, Нью-Йорк). И она покинула Россию еще до революции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook