Две «Линцские» симфонии

В Петербурге в рамках Года музыки Россия — Австрия выпущен новый диск легендарного дирижера.

Две «Линцские» симфонии | Фото: Светлана Холявчук

Фото: Светлана Холявчук

Под эгидой VII Санкт-Петербургского международного культурного форума 13 ноября состоялся релиз и презентация нового диска народного артиста СССР Владимира Федосеева и Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского с записью двух «Линцских» симфоний. Проект, олицетворяющий связь культур и времен, универсальным языком музыки объединил Линц, Петербург, Москву и Сочи. В столице новый диск будет представлен в рамках гала-концерта маэстро Федосеева и БСО им. П. И. Чайковского в Большом зале Московской консерватории 3 декабря.

Владимир Федосеев: «Там, где кончается слово, начинается музыка. Когда все уже сказано поэтами, писателями, министрами, музыка рассказывает и о быте, и о многом другом».

Альбом «Две “Линцские” симфонии» — это запись одноименных произведений Вольфганга Амадея Моцарта и Антона Лубченко, посвященных австрийскому городу Линцу, — Симфонии № 36 венского классика и Симфонии № 9 молодого петербургского композитора, уже успевшего зарекомендовать себя в России и за рубежом. Первой, известной во всем мире, 4 ноября исполнилось 235 лет. Второй — без малого год: мировая премьера состоялась 27 ноября 2017-го в Австрии.

По словам Антона Лубченко, которого с Линцем связывает более пяти лет плодотворного сотрудничества в музыкальной сфере, работая над этим сочинением, он «старался оттолкнуться от идей старых австрийских мастеров, написать симфонию абсолютно современную, русскую по духу, но с легким поклоном в сторону венского классицизма». Партитура не исключает и отсылок к музыке прошлых эпох. Вторая часть, маленькая Вальсетта на 7/4, — своеобразный «поклон» Чайковскому и его известному пятидольному вальсу, а в заключительном Rondo, традиционной форме для финалов венских классических симфоний, появляется тема с легким влиянием Гайдна. В кульминации финала звучит мотив, заимствованный из моравского фольклора. В Петербурге Девятая симфония Антона Лубченко была представлена впервые именно 13 ноября. Познакомится со значительной частью произведения гости презентации смогли благодаря документальному фильму известного в этом жанре режиссера Дмитрия Лавриненко «Linzer Symphony. Записки путешественника», посвященному Девятой симфонии петербургского композитора. Подготовлены в рамках проекта «Две “Линцские” симфонии — связь культур и времён» фильм теперь доступен всем любителям классической музыки в сети Интернет.

Идея соединить вместе две симфонии в Год музыки и культурных маршрутов Россия — Австрия принадлежала Владимиру Федосееву, высоко оценившему симфонию Лубченко: «Отрадно исполнить с музыкантами моего оркестра новое значительное сочинение молодого композитора, продолжателя заветных традиций петербургской (ленинградской) школы. Он написал Девятую симфонию и дал ей название „Линцская“. Теперь у нас две симфонии с таким названием — у Моцарта и у Лубченко. Они действительно созвучны! Время способно объединять судьбы людей и эпохи. В материале нового сочинения Антона Лубченко, мировую премьеру которого я представил в Линце, особенно хорошо чувствуется взаимосвязь культур России и Австрии. Музыка — она же вечная!». Так родилась идея проекта, олицетворяющего преемственность поколений и тесные музыкальные связи, которые существовали между Россией и Австрией вне зависимости от политических реалий и исторического контекста.

Первое представление Девятой симфонии Лубченко стало главным событием концертной программы, завершившей Год туризма Россия — Австрия 27 ноября 2017 г. Она прозвучала на признанной сцене линцского концертного объединения Брукнерхаус в исполнении Государственного академического Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского под управлением народного артиста СССР Владимира Федосеева, чья карьера неразрывно связана с Австрией. По его собственному признанию, именно приглашение работать в качестве дирижера в Вене, открыло ему карьерные перспективы симфонического дирижера в СССР. Позже он многие годы возглавлял Венский симфонический оркестр, не говоря уже о многочисленных выступлениях маэстро в этой европейской стране.

Фото: Светлана Холявчук

Также благодаря инициативе австрийской стороны, российская музыкальная культура теперь может похвастаться Девятой симфонией Антона Лубченко. Заказ исходил от концертного объединения Брукнерхаус, художественным руководителем которого тогда был Ханс-Йоахим Фрай, музыкальный менеджер, режиссер и продюсер, уже много лет активно работающий с Россией и даже покинувший свою позицию в Линце ради приглашения работать в качестве художественного руководителя Фонда «Талант и успех», в состав которого входят Образовательный центр «Сириус» и Парк науки и искусства «Сириус» в Сочи: «Основная идея — это возводить мосты, которые способствуют миру. Новый диск —  самое наглядное воплощение такого подхода, нацеленного на создание общего с Европой пространства и подчеркивающего неразрывность исторических взаимосвязей. Я очень рад представлять этот проект, поддержанный правительством Санкт-Петербурга. Этот город мне не чужой — мой прадед жил здесь, сам я работаю сейчас над несколькими проектами, связанными с Петербургом. Когда я впервые приехал в Линц, я сразу почувствовал его особый дух. Это очень разноплановый город, а его история — неотъемлемая часть истории всей Европы. За годы активного сотрудничества с Линцем в качестве дирижера и члена жюри престижного оперного конкурса, Антон Лубченко уловил это особое настроение Линца. Я  поинтересовался, готов ли он создать произведение, посвященное этому городу, которому когда-то посвятил уже свою симфонию Моцарт, живший в Зальцбурге, но так и не написавший симфонию в честь родного города. С Антоном мы вместе развили эту идею. Он написал замечательную музыку, частью которой стал уникальный вальс. В симфонии прекрасно передан гетерогенный стиль Линца, который является и крупным индустриальным город. Антон продолжает традиции Чайковского, Шостаковича и Прокофьева, используя современный взгляд и подходы киномузыки и находя тем самым собственный стиль. Его музыка очень глубока и эмоциональная. И он способен задействовать возможности всего оркестра, что характерно именно для выдающихся представителей русской композиторской традиции. Мировая премьера в исполнении Владимира Федосеева и его оркестра прошла с огромным успехом в присутствии министра культуры России Владимира Мединского и посла России в Австрии Дмитрия Любинского и ключевых австрийских лидеров. Все гости вечера были под большим впечатлением».

Господина Фрая можно смело назвать крестным отцом «Линцской» симфонии Лубченко еще и потому, что уже в качестве художественного руководителя Фонда «Талант и успех» он поддержал идею записи двух «Линцских» симфоний в концертном зале Парка науки и искусства «Сириус», где по его инициативе 10 июня этого года состоялась российская премьера Девятой симфонии Антона Лубченко.

Идея выпуска диска «Две “Линцские” симфонии»нашла активную поддержку у ряд европейских компаний, в том числе австрийские VKB-Bank, Backaldrin, Raiffeisen Bank. Благодаря чему половина выпущенных дисков отправится в Австрию. Стоит подчеркнуть, что проект носил культурно-просветительский характер, поэтому новый диск будет распространяться бесплатно для продвижения петербургской композиторской школы, российской исполнительской культуры и укрепления связей с Австрией.

Международную значимость проекта подчеркнул и Александр Воронко, первый заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга: «Я горд и счастлив, что на оборотной стороне диска стоит логотип правительства Санкт-Петербурга и надпись „При поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга“. Этот проект для нас очень важен, потому что это реальный мост между Россией и Австрией. Мы стараемся поддерживать проекты, которые нам кажутся значимыми. Вот и этот проект был поддержан, результат мы сейчас видим. И я надеюсь, что наше сотрудничество с Антоном Владимировичем будет продолжено».  

#музыка #премьера #альбомы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (6324) от 19.11.2018 под заголовком «Симфонии ноября».


Комментарии