«Достатков нет, вот беда!»

1 апреля исполнится 206 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В этот день на сцене ДК «Выборгский» Московский губернский театр покажет петербуржцам спектакль «Сон разума». Сергей Безруков поставил его по мотивам «Записок сумасшедшего». И сам же сыграл главную роль – титулярного советника Аксентия Ивановича Поприщина.

«Достатков нет, вот беда!» | Во дворе дома Лепена, в котором Сергей Безруков предложил создать музей Гоголя. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Во дворе дома Лепена, в котором Сергей Безруков предложил создать музей Гоголя. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Москве премьера спектакля прошла в сентябре прошлого года. А в Петербурге «Сон разума» увидят впервые. Чтобы привлечь внимание к гастролям, Сергей Безруков провел для журналистов экскурсию по гоголевским адресам. Началось все во дворе дома Лепена, что на Малой Морской ул., 17.

Было сыро и промозгло: классическая петербургская погода, очень подходящая для экскурсии по следам гоголевского героя.

– Почему мы начинаем экскурсию именно здесь? – обратился к собравшимся журналистам артист. – Потому что именно в доме Лепена в 1834 году Гоголь написал свою повесть «Записки сумасшедшего». Вот, посмотрите, два окна на третьем этаже, разделенные углом! Именно здесь Гоголь прожил с 1833-го по 1836 год.

Об этой квартире сохранились воспоминания Павла Анненкова. Вот что он пишет:

«Гоголь жил на Малой Морской в доме Лепена, на дворе, в двух небольших комнатах, и я живо помню темную лестницу квартиры, маленькую переднюю с перегородкой, небольшую спальню, где он разливал чай своим гостям, и другую комнату, попросторнее, с простым диваном у стены, большим столом у окна, заваленным книгами, и письменным бюро возле него».

Это сегодня Малая Морская – место престижное, где квартиры стоят невероятно дорого. А во времена Гоголя в таких домах обитал тогдашний «офисный планктон» – мелкие чиновники, тянувшие лямку во всевозможных департаментах. Ходил в присутствие и герой «Записок сумасшедшего» Аксентий Поприщин.

– Представим себе его утро, – вдохновенно импровизировал Безруков. – Вот он проснулся, спросил который час и понял, что опоздал на службу. Однако делать нечего – надо идти, чтобы выпросить жалованье за месяц вперед. На завтрак у него – вареная капуста, ее запах пропитал всю квартиру. О, этот запах вареной капусты, как страдал от него Поприщин! Но капуста и картошка – самая дешевая еда. А жалованье у него было мизерное – 50 рублей, за квартиру же надо было отдать 80. «Достатков нет, вот беда!» – горестно повторяет он. И, всеми силами стараясь сохранить чувство собственного достоинства, к месту и не к месту говорит: «Я дворянин!»

«Как мало изменилось с тех пор», – промелькнуло у меня в голове, и артист, словно услышав, произнес:

– И сейчас, как в гоголевские времена, Петербург очень дорогой город.

В окнах квартиры, где с 1833-го по 1836 год жил великий писатель, маячат крупные цифры – номер телефона. Квартира продается.

– Почему бы не выкупить ее и не устроить там музей Гоголя? – задал вопрос народный артист. – В доме Лепена были написаны не только «Записки сумасшедшего», но и бессмертная комедия «Ревизор» тоже родилась здесь (в этом доме Гоголь написал еще «Нос», «Шинель» и первые главы «Мертвых душ». – Прим. авт.). – А ведь помимо мемориальной доски и ресторана «Гоголь» о писателе здесь ничего не напоминает. В Петербурге нет музея Гоголя! Как такое возможно?

Сергей Безруков пообещал, что постарается привлечь к этому внимание общественности, обязательно напишет письмо в Министерство культуры. Хотя артист не первый, кто выходит к властям с предложением создать музей Гоголя.

Перед 200-летием со дня рождения классика общественность обращались к властям города с таким предложением. Но в официальном ответе комитета по культуре было сказано, что реальных предпосылок для создания музея нет. Потому как остались только стены. А музей должен быть наполнен мемориальными предметами. Кроме того, в Литературном музее Пушкинского Дома значительный раздел посвящен Гоголю...

Рассказал Безруков и о своем спектакле «Сон разума»:

– Название мне подсказал знаменитый офорт Франсиско Гойи «Сон разума порождает чудовищ». По жанру это фантасмагория. Мы попытались залезть в голову к сумасшедшему человеку и посмотреть его глазами на мир. А мир в его восприятии обретает сюрреалистические черты, действительность смешивается со снами, грезами, галлюцинациями. У нас в спектакле предметы летают и между собой разговаривают... Пока готовили спектакль, репетировали, я сделал для себя много интересных открытий. Например, узнал о том, что Гоголь очень любил спагетти. У меня возник образ цилиндра, наполненного спагетти. В спектакле Софи, в которую безнадежно влюблен Поприщин, ест спагетти из цилиндра, и возникает аналогия с пожираемым человеческим мозгом. Я хотел даже приправить макароны томатным соусом, но потом пожалел зрителей.

Воссоздавать кошмары и мечты бедного чиновника Поприщина помогали цирковые постановщики трюков и иллюзионисты.

С Гоголем и его творчеством Сергей Безруков не намерен расставаться:

– Я мечтаю сыграть Хлестакова!



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (5657) от 10.03.2016.


Комментарии