Для музыки все улицы пригодны

Впервые в Петербурге состоялся День уличной музыки. Более ста музыкантов и ансамблей играли на центральных улицах и площадях, а также в некоторых двориках. Сейчас такие дни регулярно проводятся по всей Европе, а первопроходцами были литовцы - в 2007 году День уличной музыки прошел в Вильнюсе по инициативе музыканта Андрюса Мамонтоваса.

Для музыки все улицы пригодны | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

На Манежной площади и близлежащих улицах, на площади Искусств и у Гостиного двора были оборудованы сцены, но уличные музыканты - народ не привередливый, многие обходились без подобных излишеств. Петербург недаром называют городом музыки и поэзии. Здесь музыка рождается из промозглого воздуха, а стихи растут из сора подворотен. Организаторы получили огромное количество заявок от неутомимых тружеников главных питерских искусств. За один день можно было познакомиться с тем славным контингентом городских обитателей, которые играют только там, где дует ветер свободы, нет никакого формата, но и денег не водится. Играют, чтобы доставить радость. Правда, благодарные слушатели могут за день накидать в коробочку под ногами вполне приличную сумму. Многие музыканты выступают на клубных площадках, но такой вариант исключает невольных свидетелей шоу.

На Манежной площади наблюдался ажиотаж, поскольку помимо музыки здесь было много других развлечений: мастер-классы для детей - от рисования и поделок до плотничного и гончарного ремесла, мыльные пузыри и дискотека, ходили даже два Деда Мороза, видимо, что-то рекламируя. Раздавали воздушные шарики, горели гирлянды, а палитра петербургского вечера напоминала картины импрессионистов.

Меломаны смотрели концерт, то и дело задаваясь вопросом: кто все эти странные музыканты? Что это за неведомые широкой публике группы с безумными названиями вроде «Фартовый рябчикъ трио»? Надо сказать, «Рябчики» оказались весьма забавными. Пели шансон 1970-х и 1990-х годов, но не тот, что романтизирует бандитскую долю, а бытовые песенки о том, как жить, когда нечего пить. Или еще оригиналы: ансамбль «Нарисованное время». На вопрос, что за музыку они исполняют, говорят, что фанк и реггей. Звучали недурно, но в музыкальных стилях явно запутались.

Впрочем, уличные музыканты обычно не озабочены характеристикой жанров - они непредсказуемые, как петербургская погода. Сегодня распевают хиты группы «Звери», а завтра ностальгируют по советскому детству, вспоминая мелодии любимых комедий. Примерно так поступают участники группы «Воздухоплавательный парк» в свободное от написания собственных грустных песен время. А коллектив «Хор Дурацкого» - ясное дело, пародия на сами знаете кого. Выходили на сцену группы «Хор Дурацкого», «Маленький полужирный шрифт», «Море снов», «Лососий Джем» и ВИА «Загадай желание»... Эти ребята считают музыку веселым времяпрепровождением, им привольно на городских улицах, жиденькие аплодисменты прохожих - как бальзам на душу.

Но помимо таких самодеятельных ансамблей в акции принимали участие уже состоявшиеся артисты, композиторы и исполнители, для которых музыка - профессия, пусть не прибыльная, но любимая. Среди таковых петербургский гитарист Дмитрий Кондрашевич, играющий также на мандолине; композитор Митя Фомин, озвучивший немало анимационных и короткометражных фильмов. Его сложная, авангардная в духе американских минималистов музыка требует замкнутых пространств и в тот день без остатка растворялась в осеннем воздухе. В очередной раз порадовали сестрички из дуэта «Сестры Се», иногда выступающие под названием «Оллинсон». Уже более двадцати лет они поют а капелла, поражая публику хрустальными голосами. Вообще женские хоры, поющие а капелла, составили достойную конкуренцию рокерам и джазменам.

Немного удивило появление в Михайловском сквере скрипичного дуэта Игоря Заливалова и Софии Бридж. Это музыканты очень высокого уровня, таланту которых соответствуют филармонические залы, но и под сумрачным небом над головой они играли с той же потрясающей отдачей, с какой однажды покорили жюри престижного конкурса Crossover Competition. Пианистка Наталия Учитель, тоже девушка очень одаренная, на какое-то мгновение заставила шумную улицу замолчать. Пианино на Малой Садовой улице, на котором попеременно играли музыканты, могло бы стать символом музыкального Петербурга. Хорошо бы его там оставить, но, наверное, рискованно. В нашем городе много уличных музыкантов, но и хулиганов предостаточно.

Под конец дня голова закружилась от разнообразия звуков: этнические инструменты, перкуссия, диджериду и даже бамбуковая флейта... Шумы, электроника, громкий рок и грустные авторские песни, латиноамериканские ритмы и заокеанский джаз. Было все - и то ли еще будет!

А может, и не будет - все зависит от того, насколько строгий регламент примут городские власти по отношению к уличным музыкантам. Есть такая задумка. Потому что играть надо по правилам - даже на флейте водосточных труб.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (5796) от 27.09.2016.


Комментарии