Главная городская газета

Для музеев нет табу

  • 30.10.2014
  • Михаил Пиотровский
  • Рубрика Культура
Свежие материалы Культура

Концерт для мобильника с оркестром

Сверхдинамично прошла церемония вручения премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2016 год. Читать полностью

Могучий гул в шелесте страниц

В Музее Анны Ахматовой представили книгу «Золотая клинопись фонарей в Фонтанке». Она написана старшим научным сотрудником музея Татьяной Поздняковой и директором Ниной Поповой. Читать полностью

Остров фотографической свободы

Все 20 авторов фотографий, видео и анимации не являются поклонниками кубинского социализма, но и не испытывают эйфории от возможного возвращения в страну капитализма после недавней смерти Фиделя Кастро. Читать полностью

Бронзовый Порфирий Петрович и виртуальный Федор Михайлович

В Музее Достоевского состоялась встреча филологов и почитателей творчества русского классика с Сергеем Рублевым, московским журналистом, главным редактором сетевого издания «Федор Михайлович Достоевский. Читать полностью

Когда стал Ленин маленьким

Год столетия Октябрьской революции начался так, что вряд ли стоит сомневаться: уж к концу ноября-то каждый из нас узнает наконец всю правду и о самом событии, и о людях, имеющих к нему отношение... Читать полностью

Меценат родился в апреле

Меценаты не просто люди, которые вынули деньги из собственного кармана, у них особый настрой души. Их присутствие в больнице, детском центре, детской деревне, музее создает ауру доброты. Читать полностью
Для музеев нет табу |

Array
(
    [ID] => 414
    [~ID] => 414
    [CODE] => dlya_muzeev_net_tabu
    [~CODE] => dlya_muzeev_net_tabu
    [XML_ID] => 414
    [~XML_ID] => 414
    [NAME] => Для музеев нет табу
    [~NAME] => Для музеев нет табу
    [TAGS] => 
    [~TAGS] => 
    [SORT] => 500
    [~SORT] => 500
    [PREVIEW_TEXT] => Недавно я был в Милане, где прошло несколько мероприятий, посвященных 250-летию Эрмитажа. Поездка совпала с проходившей в Венеции конференцией по реформе музейного дела в Италии. 
    [~PREVIEW_TEXT] => Недавно я был в Милане, где прошло несколько мероприятий, посвященных 250-летию Эрмитажа. Поездка совпала с проходившей в Венеции конференцией по реформе музейного дела в Италии. 
    [PREVIEW_PICTURE] => Array
        (
            [ID] => 438
            [TIMESTAMP_X] => 30.10.2014 00:50:49
            [MODULE_ID] => iblock
            [HEIGHT] => 333
            [WIDTH] => 500
            [FILE_SIZE] => 40591
            [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
            [SUBDIR] => iblock/c8a
            [FILE_NAME] => c8a4668acf2c61c7b6c3f0aa09c18f49.jpg
            [ORIGINAL_NAME] => 5Piotrov5.jpg
            [DESCRIPTION] => 
            [HANDLER_ID] => 
            [EXTERNAL_ID] => b312102fdb982d36cdd069f353537df9
            [~src] => 
            [SRC] => /upload/iblock/c8a/c8a4668acf2c61c7b6c3f0aa09c18f49.jpg
            [ALT] => Для музеев нет табу
            [TITLE] => Для музеев нет табу
        )

    [~PREVIEW_PICTURE] => 438
    [DETAIL_TEXT] => 

Недавно я был в Милане, где прошло несколько мероприятий, посвященных 250-летию Эрмитажа. Поездка совпала с проходившей в Венеции конференцией по реформе музейного дела в Италии.

На конференции выступал министр культуры Дарио Франческини, который разработал закон, получивший его имя. В Венецию съехались руководители итальянских музеев, чтобы закон обсудить. Пригласили и гостей из других стран. Директор английского Музея Виктории и Альберта говорил об особенностях работы музея, где не берут плату за вход. Вице-директор Прадо рассказывал о своей специфике приема посетителей. Я представил опыт Эрмитажа. Разговор шел о том, как решать проблемы взаимодействия общества и культурного наследия.

В Италии очень много культурного наследия, сохранять его не хватает сил и возможностей. На конференции директор Венецианской биеннале сказал, что Франческини наконец предложил подумать не столько о наследии, сколько об учреждениях культуры, которые надо сохранять и развивать.

У нас ситуация в какой-то степени похожая. Наследие сохраняется плохо, вокруг него постоянно идет драка. Учреждения же культуры воспитывают отношение общества к наследию. Я рассказал, как Эрмитаж принял в Главном штабе «Манифесту», благодаря чему перекрыл дефицит доходов музея в то время, когда схлынул туристический поток. Но это побочный результат важного события—возвращения Петербурга на карту современного искусства.

Министр Франческини внес ряд предложений экономического характера: повышение эффективности, сокращение сотрудников... Предложения, как решать проблему, когда государство не справляется с обязанностями по содержанию культурного наследия.

Самый примитивный подход—отдать все в частные руки. В Италии есть частно-государственное партнерство. Но идея привлечь частный сектор для успешного музейного бизнеса на практике себя не оправдывает. Частный сектор должен получать прибыль, что не вполне сходится с задачами государственных учреждений культуры.

На конференции обсуждалась работа организаций, которые занимаются выставками и берут за это деньги. На практике выходит не слишком успешно. В музее на одну доходную выставку приходится десять недоходных, но необходимых. Допустим, у музея Уффици столько посетителей, что он может позволить себе выставки, не приносящие доход. Но не всем это по силам. Выставка для музея—репутация, способ привлечения своей аудитории. Условно говоря, петербуржцы приходят в Эрмитаж, когда там есть выставки, и смотрят все остальное. Пришел на «Манифесту», прошел по залам.

В Италии закон Франческини имеет экономическую подоплеку—оптимизацию расходов. У наших, широко обсуждавшихся, «Основ государственной политики в сфере культуры» подоплека политическая—воспитание национального самосознания, сохранение русского языка... Но есть положения, которые в этих документах совпадают. В частности, внимание к учреждениям культуры, улучшение их инфраструктуры. Я говорил о необходимости сохранять баланс между обязанностью государства по содержанию учреждений культуры и государственным заказом. Итальянцы склоняются к государственному заказу.

Конечно, речь шла и о критериях оценки качества работы музеев. В Италии начинают понимать—посещаемость не всегда показатель эффективности. Для одних музеев нужны миллионы посетителей, для других нет, иначе все растопчут и снесут. Критерии—просветительская работа, способы показа коллекций, их изучение и сохранение. У музеев особая миссия, для них важен общественный резонанс, в том числе и публикации в СМИ.

В разговоре о музеях любимое слово—доступность. В Италии для туристов доступно все, но они, как и сами итальянцы, нечасто ходят в музеи. Посещаемость музеев Венеции не больше 30 тысяч человек в год. И в то же время Венеция—образец правильного использования города-музея. Сначала там изобрели карнавал, потом биеннале. Прекрасная модель, к ней надо подключить музеи.

Доступность не в том, чтобы шире раскрыть двери и впустить много народу. Ее надо использовать для образовательной и просветительской деятельности. В Италии этим в большой степени занимается церковь. В храме икона значит больше, чем красивая картина.

Когда размышляешь, как сделать наследие доступным, первое, что приходит в голову,—виртуальность. Надо понимать, в какой степени она полезна. В музеях слишком много экранов. Размывается ощущение подлинности. Когда люди внимательно читают этикетки, потом не смотрят на картины. После этикеток, сайтов, объяснений с экрана картина отходит на второй план.

С виртуальностью надо обходиться осторожно. Виртуальные музеи нужны там, куда трудно добраться. И это способ восстановить исчезнувшие музеи. Можно показать, какими были до распродаж Эрмитаж, Музей этнографии. Рядом с Музеем нового западного искусства, о котором столько говорят, интересно показать Музей подарков Сталину. И то и другое явления советского времени. На выставке в Амстердаме рядом с царскими сервизами мы показываем венгерский сервиз, подаренный Сталину.

Блестящий образец соотношения виртуальности и подлинности мы видели в Турине. Мэр Турина решил сделать город привлекательным для туристов. Там вкладываются деньги в выставки, в новые музеи, в замечательный оркестр, который всюду ездит.

Мы ведем переговоры о выставке автомобильного дизайна с туринским Музеем автомобилей. Там демонстрируются машины, исключительные по дизайну и выигравшие престижные гонки. Шедевры. В этом музее много виртуального. Специалисты с экрана рассказывают, как рождаются и строятся модели, показывают, как устроены автомобили внутри. Правильное сочетание виртуальности и подлинности. Как у нас выставить большие машины? Попробуем показать их в Главном штабе. В состав выставки войдет также раздел дизайна и кино—знаменитые машины в кинофильмах.

Один из итальянских способов работы с наследием—убрать все табу. Обсуждается, в какой степени в музеях допустима коммерция, какие товары можно производить на основе коллекций. Продумывается продление часов работы музеев. В Милане «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи мало кто может видеть. В течение часа перед ней проходит строго ограниченное число людей, но часы показа фрески можно увеличить.

Итальянские капиталисты воспитаны на своем наследии. С ними можно разговаривать и получать дельные советы. Недаром основные представители коммерческих структур в итальянских музеях—издатели. Они часто выступают организаторами выставок. Музейные магазины—пример, как используется опыт рынка для развития музеев.

Уважение к учреждениям культуры обеспечивают внутренние ограничения. Снятие внешних табу возможно только при наличии внутренних тормозов. Ибо культура и есть система ограничений.

[~DETAIL_TEXT] =>

Недавно я был в Милане, где прошло несколько мероприятий, посвященных 250-летию Эрмитажа. Поездка совпала с проходившей в Венеции конференцией по реформе музейного дела в Италии.

На конференции выступал министр культуры Дарио Франческини, который разработал закон, получивший его имя. В Венецию съехались руководители итальянских музеев, чтобы закон обсудить. Пригласили и гостей из других стран. Директор английского Музея Виктории и Альберта говорил об особенностях работы музея, где не берут плату за вход. Вице-директор Прадо рассказывал о своей специфике приема посетителей. Я представил опыт Эрмитажа. Разговор шел о том, как решать проблемы взаимодействия общества и культурного наследия.

В Италии очень много культурного наследия, сохранять его не хватает сил и возможностей. На конференции директор Венецианской биеннале сказал, что Франческини наконец предложил подумать не столько о наследии, сколько об учреждениях культуры, которые надо сохранять и развивать.

У нас ситуация в какой-то степени похожая. Наследие сохраняется плохо, вокруг него постоянно идет драка. Учреждения же культуры воспитывают отношение общества к наследию. Я рассказал, как Эрмитаж принял в Главном штабе «Манифесту», благодаря чему перекрыл дефицит доходов музея в то время, когда схлынул туристический поток. Но это побочный результат важного события—возвращения Петербурга на карту современного искусства.

Министр Франческини внес ряд предложений экономического характера: повышение эффективности, сокращение сотрудников... Предложения, как решать проблему, когда государство не справляется с обязанностями по содержанию культурного наследия.

Самый примитивный подход—отдать все в частные руки. В Италии есть частно-государственное партнерство. Но идея привлечь частный сектор для успешного музейного бизнеса на практике себя не оправдывает. Частный сектор должен получать прибыль, что не вполне сходится с задачами государственных учреждений культуры.

На конференции обсуждалась работа организаций, которые занимаются выставками и берут за это деньги. На практике выходит не слишком успешно. В музее на одну доходную выставку приходится десять недоходных, но необходимых. Допустим, у музея Уффици столько посетителей, что он может позволить себе выставки, не приносящие доход. Но не всем это по силам. Выставка для музея—репутация, способ привлечения своей аудитории. Условно говоря, петербуржцы приходят в Эрмитаж, когда там есть выставки, и смотрят все остальное. Пришел на «Манифесту», прошел по залам.

В Италии закон Франческини имеет экономическую подоплеку—оптимизацию расходов. У наших, широко обсуждавшихся, «Основ государственной политики в сфере культуры» подоплека политическая—воспитание национального самосознания, сохранение русского языка... Но есть положения, которые в этих документах совпадают. В частности, внимание к учреждениям культуры, улучшение их инфраструктуры. Я говорил о необходимости сохранять баланс между обязанностью государства по содержанию учреждений культуры и государственным заказом. Итальянцы склоняются к государственному заказу.

Конечно, речь шла и о критериях оценки качества работы музеев. В Италии начинают понимать—посещаемость не всегда показатель эффективности. Для одних музеев нужны миллионы посетителей, для других нет, иначе все растопчут и снесут. Критерии—просветительская работа, способы показа коллекций, их изучение и сохранение. У музеев особая миссия, для них важен общественный резонанс, в том числе и публикации в СМИ.

В разговоре о музеях любимое слово—доступность. В Италии для туристов доступно все, но они, как и сами итальянцы, нечасто ходят в музеи. Посещаемость музеев Венеции не больше 30 тысяч человек в год. И в то же время Венеция—образец правильного использования города-музея. Сначала там изобрели карнавал, потом биеннале. Прекрасная модель, к ней надо подключить музеи.

Доступность не в том, чтобы шире раскрыть двери и впустить много народу. Ее надо использовать для образовательной и просветительской деятельности. В Италии этим в большой степени занимается церковь. В храме икона значит больше, чем красивая картина.

Когда размышляешь, как сделать наследие доступным, первое, что приходит в голову,—виртуальность. Надо понимать, в какой степени она полезна. В музеях слишком много экранов. Размывается ощущение подлинности. Когда люди внимательно читают этикетки, потом не смотрят на картины. После этикеток, сайтов, объяснений с экрана картина отходит на второй план.

С виртуальностью надо обходиться осторожно. Виртуальные музеи нужны там, куда трудно добраться. И это способ восстановить исчезнувшие музеи. Можно показать, какими были до распродаж Эрмитаж, Музей этнографии. Рядом с Музеем нового западного искусства, о котором столько говорят, интересно показать Музей подарков Сталину. И то и другое явления советского времени. На выставке в Амстердаме рядом с царскими сервизами мы показываем венгерский сервиз, подаренный Сталину.

Блестящий образец соотношения виртуальности и подлинности мы видели в Турине. Мэр Турина решил сделать город привлекательным для туристов. Там вкладываются деньги в выставки, в новые музеи, в замечательный оркестр, который всюду ездит.

Мы ведем переговоры о выставке автомобильного дизайна с туринским Музеем автомобилей. Там демонстрируются машины, исключительные по дизайну и выигравшие престижные гонки. Шедевры. В этом музее много виртуального. Специалисты с экрана рассказывают, как рождаются и строятся модели, показывают, как устроены автомобили внутри. Правильное сочетание виртуальности и подлинности. Как у нас выставить большие машины? Попробуем показать их в Главном штабе. В состав выставки войдет также раздел дизайна и кино—знаменитые машины в кинофильмах.

Один из итальянских способов работы с наследием—убрать все табу. Обсуждается, в какой степени в музеях допустима коммерция, какие товары можно производить на основе коллекций. Продумывается продление часов работы музеев. В Милане «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи мало кто может видеть. В течение часа перед ней проходит строго ограниченное число людей, но часы показа фрески можно увеличить.

Итальянские капиталисты воспитаны на своем наследии. С ними можно разговаривать и получать дельные советы. Недаром основные представители коммерческих структур в итальянских музеях—издатели. Они часто выступают организаторами выставок. Музейные магазины—пример, как используется опыт рынка для развития музеев.

Уважение к учреждениям культуры обеспечивают внутренние ограничения. Снятие внешних табу возможно только при наличии внутренних тормозов. Ибо культура и есть система ограничений.

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [SRC] => /upload/iblock/c8a/c8a4668acf2c61c7b6c3f0aa09c18f49.jpg [WIDTH] => 500 [HEIGHT] => 333 [DESCRIPTION] => ) [~DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 30.10.2014 00:47:30 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 30.10.2014 00:47:30 [ACTIVE_FROM] => 30.10.2014 00:47:30 [~ACTIVE_FROM] => 30.10.2014 00:47:30 [DATE_ACTIVE_TO] => [~DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [~ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 520 [~SHOW_COUNTER] => 520 [SHOW_COUNTER_START] => 16.11.2014 18:03:50 [~SHOW_COUNTER_START] => 16.11.2014 18:03:50 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [~IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 30.10.2014 00:50:49 [~DATE_CREATE] => 30.10.2014 00:50:49 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [~CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:13:12 [~TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:13:12 [MODIFIED_BY] => 1 [~MODIFIED_BY] => 1 [USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [~USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [IBLOCK_SECTION_ID] => 93 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 93 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/culture/dlya_muzeev_net_tabu/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/culture/dlya_muzeev_net_tabu/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [EXTERNAL_ID] => 414 [~EXTERNAL_ID] => 414 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 30.10.2014 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Для музеев нет табу, Культура, , Михаил ПИОТРОВСКИЙ [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Недавно я был в Милане, где прошло несколько мероприятий, посвященных 250-летию Эрмитажа. Поездка совпала с проходившей в Венеции конференцией по реформе музейного дела в Италии. [SECTION_META_TITLE] => Для музеев нет табу [SECTION_META_KEYWORDS] => Для музеев нет табу [SECTION_PAGE_TITLE] => Для музеев нет табу [ELEMENT_META_TITLE] => Для музеев нет табу ) [FIELDS] => Array ( [ID] => 414 [CODE] => dlya_muzeev_net_tabu [XML_ID] => 414 [NAME] => Для музеев нет табу [TAGS] => [SORT] => 500 [PREVIEW_TEXT] => Недавно я был в Милане, где прошло несколько мероприятий, посвященных 250-летию Эрмитажа. Поездка совпала с проходившей в Венеции конференцией по реформе музейного дела в Италии. [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 438 [TIMESTAMP_X] => 30.10.2014 00:50:49 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 333 [WIDTH] => 500 [FILE_SIZE] => 40591 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/c8a [FILE_NAME] => c8a4668acf2c61c7b6c3f0aa09c18f49.jpg [ORIGINAL_NAME] => 5Piotrov5.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => b312102fdb982d36cdd069f353537df9 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/c8a/c8a4668acf2c61c7b6c3f0aa09c18f49.jpg [ALT] => Для музеев нет табу [TITLE] => Для музеев нет табу ) [DETAIL_TEXT] =>

Недавно я был в Милане, где прошло несколько мероприятий, посвященных 250-летию Эрмитажа. Поездка совпала с проходившей в Венеции конференцией по реформе музейного дела в Италии.

На конференции выступал министр культуры Дарио Франческини, который разработал закон, получивший его имя. В Венецию съехались руководители итальянских музеев, чтобы закон обсудить. Пригласили и гостей из других стран. Директор английского Музея Виктории и Альберта говорил об особенностях работы музея, где не берут плату за вход. Вице-директор Прадо рассказывал о своей специфике приема посетителей. Я представил опыт Эрмитажа. Разговор шел о том, как решать проблемы взаимодействия общества и культурного наследия.

В Италии очень много культурного наследия, сохранять его не хватает сил и возможностей. На конференции директор Венецианской биеннале сказал, что Франческини наконец предложил подумать не столько о наследии, сколько об учреждениях культуры, которые надо сохранять и развивать.

У нас ситуация в какой-то степени похожая. Наследие сохраняется плохо, вокруг него постоянно идет драка. Учреждения же культуры воспитывают отношение общества к наследию. Я рассказал, как Эрмитаж принял в Главном штабе «Манифесту», благодаря чему перекрыл дефицит доходов музея в то время, когда схлынул туристический поток. Но это побочный результат важного события—возвращения Петербурга на карту современного искусства.

Министр Франческини внес ряд предложений экономического характера: повышение эффективности, сокращение сотрудников... Предложения, как решать проблему, когда государство не справляется с обязанностями по содержанию культурного наследия.

Самый примитивный подход—отдать все в частные руки. В Италии есть частно-государственное партнерство. Но идея привлечь частный сектор для успешного музейного бизнеса на практике себя не оправдывает. Частный сектор должен получать прибыль, что не вполне сходится с задачами государственных учреждений культуры.

На конференции обсуждалась работа организаций, которые занимаются выставками и берут за это деньги. На практике выходит не слишком успешно. В музее на одну доходную выставку приходится десять недоходных, но необходимых. Допустим, у музея Уффици столько посетителей, что он может позволить себе выставки, не приносящие доход. Но не всем это по силам. Выставка для музея—репутация, способ привлечения своей аудитории. Условно говоря, петербуржцы приходят в Эрмитаж, когда там есть выставки, и смотрят все остальное. Пришел на «Манифесту», прошел по залам.

В Италии закон Франческини имеет экономическую подоплеку—оптимизацию расходов. У наших, широко обсуждавшихся, «Основ государственной политики в сфере культуры» подоплека политическая—воспитание национального самосознания, сохранение русского языка... Но есть положения, которые в этих документах совпадают. В частности, внимание к учреждениям культуры, улучшение их инфраструктуры. Я говорил о необходимости сохранять баланс между обязанностью государства по содержанию учреждений культуры и государственным заказом. Итальянцы склоняются к государственному заказу.

Конечно, речь шла и о критериях оценки качества работы музеев. В Италии начинают понимать—посещаемость не всегда показатель эффективности. Для одних музеев нужны миллионы посетителей, для других нет, иначе все растопчут и снесут. Критерии—просветительская работа, способы показа коллекций, их изучение и сохранение. У музеев особая миссия, для них важен общественный резонанс, в том числе и публикации в СМИ.

В разговоре о музеях любимое слово—доступность. В Италии для туристов доступно все, но они, как и сами итальянцы, нечасто ходят в музеи. Посещаемость музеев Венеции не больше 30 тысяч человек в год. И в то же время Венеция—образец правильного использования города-музея. Сначала там изобрели карнавал, потом биеннале. Прекрасная модель, к ней надо подключить музеи.

Доступность не в том, чтобы шире раскрыть двери и впустить много народу. Ее надо использовать для образовательной и просветительской деятельности. В Италии этим в большой степени занимается церковь. В храме икона значит больше, чем красивая картина.

Когда размышляешь, как сделать наследие доступным, первое, что приходит в голову,—виртуальность. Надо понимать, в какой степени она полезна. В музеях слишком много экранов. Размывается ощущение подлинности. Когда люди внимательно читают этикетки, потом не смотрят на картины. После этикеток, сайтов, объяснений с экрана картина отходит на второй план.

С виртуальностью надо обходиться осторожно. Виртуальные музеи нужны там, куда трудно добраться. И это способ восстановить исчезнувшие музеи. Можно показать, какими были до распродаж Эрмитаж, Музей этнографии. Рядом с Музеем нового западного искусства, о котором столько говорят, интересно показать Музей подарков Сталину. И то и другое явления советского времени. На выставке в Амстердаме рядом с царскими сервизами мы показываем венгерский сервиз, подаренный Сталину.

Блестящий образец соотношения виртуальности и подлинности мы видели в Турине. Мэр Турина решил сделать город привлекательным для туристов. Там вкладываются деньги в выставки, в новые музеи, в замечательный оркестр, который всюду ездит.

Мы ведем переговоры о выставке автомобильного дизайна с туринским Музеем автомобилей. Там демонстрируются машины, исключительные по дизайну и выигравшие престижные гонки. Шедевры. В этом музее много виртуального. Специалисты с экрана рассказывают, как рождаются и строятся модели, показывают, как устроены автомобили внутри. Правильное сочетание виртуальности и подлинности. Как у нас выставить большие машины? Попробуем показать их в Главном штабе. В состав выставки войдет также раздел дизайна и кино—знаменитые машины в кинофильмах.

Один из итальянских способов работы с наследием—убрать все табу. Обсуждается, в какой степени в музеях допустима коммерция, какие товары можно производить на основе коллекций. Продумывается продление часов работы музеев. В Милане «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи мало кто может видеть. В течение часа перед ней проходит строго ограниченное число людей, но часы показа фрески можно увеличить.

Итальянские капиталисты воспитаны на своем наследии. С ними можно разговаривать и получать дельные советы. Недаром основные представители коммерческих структур в итальянских музеях—издатели. Они часто выступают организаторами выставок. Музейные магазины—пример, как используется опыт рынка для развития музеев.

Уважение к учреждениям культуры обеспечивают внутренние ограничения. Снятие внешних табу возможно только при наличии внутренних тормозов. Ибо культура и есть система ограничений.

[DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 30.10.2014 00:47:30 [ACTIVE_FROM] => 30.10.2014 00:47:30 [DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 520 [SHOW_COUNTER_START] => 16.11.2014 18:03:50 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 30.10.2014 00:50:49 [CREATED_BY] => 1 [CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:13:12 [MODIFIED_BY] => 1 [USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti ) [PROPERTIES] => Array ( [SUBNAME] => Array ( [ID] => 56 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Подзаголовок [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUBNAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Подзаголовок [~DEFAULT_VALUE] => ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2534 [VALUE] => Михаил ПИОТРОВСКИЙ [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Михаил ПИОТРОВСКИЙ [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => ) [JOURNALIST] => Array ( [ID] => 61 [TIMESTAMP_X] => 2017-02-19 00:02:24 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Журналист [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => JOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 9 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Журналист [~DEFAULT_VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2535 [VALUE] => 411 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 411 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => ) [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2536 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2537 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N ) [TO_MAIN] => Array ( [ID] => 66 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:32:43 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => На главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TO_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2538 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => Y [VALUE_XML_ID] => Y [VALUE_SORT] => 500 [VALUE_ENUM_ID] => 1 [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => На главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [ONLY_SITE] => Array ( [ID] => 77 [TIMESTAMP_X] => 2015-03-24 23:29:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Только на сайте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ONLY_SITE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Только на сайте [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTO_LINK] => Array ( [ID] => 78 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-07 12:41:19 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Ссылка под фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PHOTO_LINK [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ссылка под фото [~DEFAULT_VALUE] => ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N ) [SLIDER_1] => Array ( [ID] => 103 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_1# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_1 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_1# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_2] => Array ( [ID] => 104 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_2# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_2 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_2# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_3] => Array ( [ID] => 105 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_3# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_3 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_3# [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_SLIDER] => Array ( [ID] => 106 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Слайдер вместо главной картинки [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайдер вместо главной картинки [~DEFAULT_VALUE] => ) [STATUS] => Array ( [ID] => 107 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Статус публикации [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => STATUS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Статус публикации [~DEFAULT_VALUE] => ) [IS_FIRST] => Array ( [ID] => 108 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IS_FIRST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 109 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => Array ( ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => video [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [BUFFER_LENGTH] => 10 [CONTROLBAR] => bottom [AUTOSTART] => N [VOLUME] => 90 [SKIN] => [FLASHVARS] => [WMODE_FLV] => transparent [BGCOLOR] => FFFFFF [COLOR] => 000000 [OVER_COLOR] => 000000 [SCREEN_COLOR] => 000000 [SILVERVARS] => [WMODE_WMV] => windowless [WIDTH] => 400 [HEIGHT] => 300 [SMART_FILTER] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => Array ( ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => Array ( ) ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2534 [VALUE] => Михаил ПИОТРОВСКИЙ [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Михаил ПИОТРОВСКИЙ [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Михаил ПИОТРОВСКИЙ ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2535 [VALUE] => 411 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 411 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => 205 (5331) [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2536 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [TO_MAIN] => Array ( [ID] => 66 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:32:43 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => На главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TO_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2538 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => Y [VALUE_XML_ID] => Y [VALUE_SORT] => 500 [VALUE_ENUM_ID] => 1 [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => На главную [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Y ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2537 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 10 [~ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [~TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [PICTURE] => 12198 [~PICTURE] => 12198 [DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [~DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => Y [~RSS_FILE_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_LIMIT] => -1 [~RSS_FILE_LIMIT] => -1 [RSS_FILE_DAYS] => 1 [~RSS_FILE_DAYS] => 1 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [~TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => C [~LIST_MODE] => C [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [PROPERTY_INDEX] => Y [~PROPERTY_INDEX] => Y [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru [~SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 93 [~ID] => 93 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-18 13:50:16 [~TIMESTAMP_X] => 2014-07-18 13:50:16 [MODIFIED_BY] => 1 [~MODIFIED_BY] => 1 [DATE_CREATE] => 2014-07-18 13:50:16 [~DATE_CREATE] => 2014-07-18 13:50:16 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Культура [~NAME] => Культура [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 9 [~LEFT_MARGIN] => 9 [RIGHT_MARGIN] => 10 [~RIGHT_MARGIN] => 10 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => КУЛЬТУРА [~SEARCHABLE_CONTENT] => КУЛЬТУРА [CODE] => culture [~CODE] => culture [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/culture/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/culture/ [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Культура, Статьи, , [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_META_TITLE] => Культура [SECTION_META_KEYWORDS] => Культура [SECTION_PAGE_TITLE] => Культура [ELEMENT_META_TITLE] => Культура ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/culture/ )

Недавно я был в Милане, где прошло несколько мероприятий, посвященных 250-летию Эрмитажа. Поездка совпала с проходившей в Венеции конференцией по реформе музейного дела в Италии.

На конференции выступал министр культуры Дарио Франческини, который разработал закон, получивший его имя. В Венецию съехались руководители итальянских музеев, чтобы закон обсудить. Пригласили и гостей из других стран. Директор английского Музея Виктории и Альберта говорил об особенностях работы музея, где не берут плату за вход. Вице-директор Прадо рассказывал о своей специфике приема посетителей. Я представил опыт Эрмитажа. Разговор шел о том, как решать проблемы взаимодействия общества и культурного наследия.

В Италии очень много культурного наследия, сохранять его не хватает сил и возможностей. На конференции директор Венецианской биеннале сказал, что Франческини наконец предложил подумать не столько о наследии, сколько об учреждениях культуры, которые надо сохранять и развивать.

У нас ситуация в какой-то степени похожая. Наследие сохраняется плохо, вокруг него постоянно идет драка. Учреждения же культуры воспитывают отношение общества к наследию. Я рассказал, как Эрмитаж принял в Главном штабе «Манифесту», благодаря чему перекрыл дефицит доходов музея в то время, когда схлынул туристический поток. Но это побочный результат важного события—возвращения Петербурга на карту современного искусства.

Министр Франческини внес ряд предложений экономического характера: повышение эффективности, сокращение сотрудников... Предложения, как решать проблему, когда государство не справляется с обязанностями по содержанию культурного наследия.

Самый примитивный подход—отдать все в частные руки. В Италии есть частно-государственное партнерство. Но идея привлечь частный сектор для успешного музейного бизнеса на практике себя не оправдывает. Частный сектор должен получать прибыль, что не вполне сходится с задачами государственных учреждений культуры.

На конференции обсуждалась работа организаций, которые занимаются выставками и берут за это деньги. На практике выходит не слишком успешно. В музее на одну доходную выставку приходится десять недоходных, но необходимых. Допустим, у музея Уффици столько посетителей, что он может позволить себе выставки, не приносящие доход. Но не всем это по силам. Выставка для музея—репутация, способ привлечения своей аудитории. Условно говоря, петербуржцы приходят в Эрмитаж, когда там есть выставки, и смотрят все остальное. Пришел на «Манифесту», прошел по залам.

В Италии закон Франческини имеет экономическую подоплеку—оптимизацию расходов. У наших, широко обсуждавшихся, «Основ государственной политики в сфере культуры» подоплека политическая—воспитание национального самосознания, сохранение русского языка... Но есть положения, которые в этих документах совпадают. В частности, внимание к учреждениям культуры, улучшение их инфраструктуры. Я говорил о необходимости сохранять баланс между обязанностью государства по содержанию учреждений культуры и государственным заказом. Итальянцы склоняются к государственному заказу.

Конечно, речь шла и о критериях оценки качества работы музеев. В Италии начинают понимать—посещаемость не всегда показатель эффективности. Для одних музеев нужны миллионы посетителей, для других нет, иначе все растопчут и снесут. Критерии—просветительская работа, способы показа коллекций, их изучение и сохранение. У музеев особая миссия, для них важен общественный резонанс, в том числе и публикации в СМИ.

В разговоре о музеях любимое слово—доступность. В Италии для туристов доступно все, но они, как и сами итальянцы, нечасто ходят в музеи. Посещаемость музеев Венеции не больше 30 тысяч человек в год. И в то же время Венеция—образец правильного использования города-музея. Сначала там изобрели карнавал, потом биеннале. Прекрасная модель, к ней надо подключить музеи.

Доступность не в том, чтобы шире раскрыть двери и впустить много народу. Ее надо использовать для образовательной и просветительской деятельности. В Италии этим в большой степени занимается церковь. В храме икона значит больше, чем красивая картина.

Когда размышляешь, как сделать наследие доступным, первое, что приходит в голову,—виртуальность. Надо понимать, в какой степени она полезна. В музеях слишком много экранов. Размывается ощущение подлинности. Когда люди внимательно читают этикетки, потом не смотрят на картины. После этикеток, сайтов, объяснений с экрана картина отходит на второй план.

С виртуальностью надо обходиться осторожно. Виртуальные музеи нужны там, куда трудно добраться. И это способ восстановить исчезнувшие музеи. Можно показать, какими были до распродаж Эрмитаж, Музей этнографии. Рядом с Музеем нового западного искусства, о котором столько говорят, интересно показать Музей подарков Сталину. И то и другое явления советского времени. На выставке в Амстердаме рядом с царскими сервизами мы показываем венгерский сервиз, подаренный Сталину.

Блестящий образец соотношения виртуальности и подлинности мы видели в Турине. Мэр Турина решил сделать город привлекательным для туристов. Там вкладываются деньги в выставки, в новые музеи, в замечательный оркестр, который всюду ездит.

Мы ведем переговоры о выставке автомобильного дизайна с туринским Музеем автомобилей. Там демонстрируются машины, исключительные по дизайну и выигравшие престижные гонки. Шедевры. В этом музее много виртуального. Специалисты с экрана рассказывают, как рождаются и строятся модели, показывают, как устроены автомобили внутри. Правильное сочетание виртуальности и подлинности. Как у нас выставить большие машины? Попробуем показать их в Главном штабе. В состав выставки войдет также раздел дизайна и кино—знаменитые машины в кинофильмах.

Один из итальянских способов работы с наследием—убрать все табу. Обсуждается, в какой степени в музеях допустима коммерция, какие товары можно производить на основе коллекций. Продумывается продление часов работы музеев. В Милане «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи мало кто может видеть. В течение часа перед ней проходит строго ограниченное число людей, но часы показа фрески можно увеличить.

Итальянские капиталисты воспитаны на своем наследии. С ними можно разговаривать и получать дельные советы. Недаром основные представители коммерческих структур в итальянских музеях—издатели. Они часто выступают организаторами выставок. Музейные магазины—пример, как используется опыт рынка для развития музеев.

Уважение к учреждениям культуры обеспечивают внутренние ограничения. Снятие внешних табу возможно только при наличии внутренних тормозов. Ибо культура и есть система ограничений.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook