Данаида и другие

В Двенадцатиколонном зале Эрмитаж открыл выставку «Создания руки, резцом вооруженной...». Тема обозначена в подзаголовке: скульптура в убранстве петербургских дворцов ХIХ века.

Данаида и другие | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В этот зал на три месяца переместилось тридцать статуй. В покоях Зимнего, Михайловского, Мариинского дворцов, апартаментах дома графа Строганова, особняка барона Штиглица можно было встретить работы самых знаменитых скульпторов эпохи неоклассицизма – Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена и многих других западноевропейских и русских мастеров.

Как выглядели ныне по большей части утраченные интерьеры, позволяют судить акварели Гау, Ухтомского, Премацци, Вольского. Интерьеры яркие, многоцветные, переполненные мебелью, картинами, растениями... Неотъемлемой частью гостиных, кабинетов, библиотек, зимних садов были бюсты и статуи, группы на мифологические и аллегорические сюжеты, созданные в разных материалах.

Любопытно, что статуи самого знаменитого скульптора того времени Антонио Кановы сначала украсили дворцы русской аристократии и лишь потом императорский музей. В 1802 году статую «Амур» и группу «Амур и Психея» работы Кановы доставили князю Юсупову в его дворец на Фонтанке. Лишь спустя тринадцать лет Александр I купил четыре работы того же итальянского мастера для эрмитажного собрания.

Скульптуру чаще всего привозили из Италии и Германии. В этих странах Николай I приобретал ее для Нового Эрмитажа и в подарок супруге. В числе подарков императрице Александре Федоровне – «Данаида», созданная Раухом в 1839 году. В состав выставки вошли и произведения, специально заказанные в Италии для коллекции великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II.

Открывает выставку статуя императрицы Александры Федоровны, создававшаяся по заказу Николая I Карлом Вихманом. Пожар 1837 года в Зимнем дворце скульптуру уничтожил. Русский мастер Дмитрий Савельев ее воссоздал.

Бюст «Фавн» попал в наш город в начале 1830-х годов. Тогда он считался работой Микеланджело, теперь приписывается его современнику Баччо Бандинелли. «Фавн» сменил несколько владельцев, оказался в доме графа Строганова, по его завещанию попал в Эрмитаж.

Мраморная группа «Фетида» скульптора Эмиля Вольфа принадлежала барону Штиглицу, в числе других работ прославленных мастеров она украшала его особняк на Английской набережной.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 035 (5652) от 01.03.2016.


Комментарии