Бульварные богини

Музей городской скульптуры в год своего 85-летия осуществляет крупный проект - реставрацию колонн Славы на Конногвардейском бульваре. Памятник в честь побед лейб-гвардии Конного полка в Отечественной войне 1812 года разобран, насколько это возможно для монумента одиннадцатиметровой высоты. Бронзовые крылатые Ники, оставив свои пьедесталы, перебрались на другой конец города в реставрационные мастерские. Гранитные колонны остались у Манежа, огороженные строительным забором.

Бульварные богини | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Чтобы узнать, какие открытия сделали реставраторы, мы отправились на объекты со старшим научным сотрудником музея Надеждой Ефремовой.

- Колонны установлены на бульваре, разбитом на месте засыпанного канала, - рассказывает о проблемах памятника Надежда Николаевна. - В войну их не укрывали, они получили повреждения, сказывается и то, что в нескольких шагах проходит оживленная транспортная магистраль. Вокруг памятника в последние годы прокладывалось множество коммуникаций - электрических, телефонных... Дошло до того, что на лицевой стороне полированного постамента кто-то из связистов или коммунальщиков не постеснялся зеленой краской нанести информационный знак. Памятник страдает в силу возраста, расположения на подвижной почве. К тому же кроны разросшихся деревьев скрывают его от глаз. Когда бульвар создавался, колонны были как на ладони. Теперь они утрачены как доминанты.

Это то, что очевидно и можно поправить, если найти контакт с другими ведомствами.

Первая комплексная реставрация колонн Славы позволила получить ответы на вопросы, беспокоившие специалистов много лет. Начиная с 1960-х годов они замечали, что колонны отклоняются от вертикали, иногда, казалось, расходятся в разные стороны, иногда «склоняются» друг к другу. Экспертиза 1986 года показала: не только колонны отклоняются от фундамента, то же происходит со скульптурой. Речь идет о миллиметрах, визуально это незаметно, фигуры стоят на большой высоте. Но не было известно, насколько прочна их связь с гранитным основанием.

Загадкой было и то, как сохраняет устойчивость сооружение, спроектированное Карлом Росси. Никто не знал, есть ли внутри опорный стержень или, как Александровскую колонну, благодаря точному расчету колонны держит собственный вес.

Все это выясняли специалисты ООО «Реставрационная мастерская «Наследие» - давний партнер музея.

Сегодня пейзаж вокруг памятника выглядит как строительная площадка: снуют люди, стоит техника, вскрыт грунт... Ступени в основании колонн разобраны, фундамент открыт. Отсутствие ржавых потеков на постаменте говорит о том, что стержень в колоннах отсутствует. Если бы внутри находился металл, были бы следы коррозии.

Как говорят реставраторы, фундаменты сооружения в хорошем состоянии, они неподвижны. Но одна из колонн, та, что ближе к Манежу, чуть сдвинулась с основания. Погрешность небольшая, но стабилизировать положение колонн и скульптур необходимо. В земле обнаружены кованые металлические стержни, уходящие под опорный блок каждой колонны. Реставраторы полагают, что с их помощью достигалось устойчивое положение основания. Осторожно постукивая, стержни забивали внутрь, слегка приподнимая и выравнивая край постамента. Тот же способ используется и сейчас. Работа ювелирная.

Теперь богиням, стоящим на большой высоте, чуть касаясь ступней постамента, почти повисая в воздухе, потеря равновесия не угрожает.

Чтобы взглянуть на них, пришлось ехать через весь город, но результат того стоил. Вблизи крылатые Ники необыкновенно хороши: выразительные лица, изящные силуэты, стремительный бег. Скульптуры - творение немецкого ваятеля Рауха. Это подарок прусского короля Фридриха Вильгельма IV императору Николаю I, полученный в обмен на две конные статуи Клодта, отправленные в Берлин.

Интересно, что Ники не абсолютно идентичны. Есть отличия в прическах, нюансах одежды, в том, как они держат пальмовую ветвь - одна на плече, другая на согнутом локте.

Нельзя не заметить след на крыле богини, оставленный снарядом, сломанное перо.

Но главное, на что обращают внимание реставраторы: на поверхности статуй очевидны следы бронзовой болезни. Она ведет как к появлению каверн, так и к сквозной коррозии. Хорошо, что «лечение» скульптур пришлось на время, когда накоплен опыт и есть технологии, способствующие выздоровлению бронзы. Раньше после расчистки металл протравливали. Пусть в микронах, но «съедалась» часть авторской проработки произведения.

Теперь вслед за расчисткой и обработкой очагов поражения на статуи наносится декоративно-защитное покрытие. Воздушным способом распыляется порошок, тонким слоем покрывающий металл. Создается так называемый жертвенный слой. Он тоньше человеческого волоса, не улавливается глазом, не искажает пластику. Под ним сохраняется авторская проработка, и при благоприятных условиях идет процесс образования естественной патины. Важно, что напыленный жертвенный слой обратим, его можно снять.

Научная реставрация развивается в направлении консервации скульптур, а не их обновления. Не исключено, что со временем реставрационная наука шагнет еще дальше, потому-то сегодня и применяются обратимые материалы и технологии.

У реставраторов есть возможность влиять на цветовую гамму произведения. Но Ники на колоннах Славы не изменят цвет, они останутся зелеными. Отреставрированные участки мастера приближают к общей цветовой гамме. Облик скульптур сохраняется в дошедшем до нас виде.

Реставрационные работы должны завершиться в начале ноября.

#колонны Славы #Конногвардейский бульвар #реставрация

Комментарии