Главная городская газета

Бронзовый Порфирий Петрович и виртуальный Федор Михайлович

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Каннские метаморфозы

Открытие этого каннского сезона и главный тезис для размышлений состоят в следующем: традиционные киножанры с невероятной скоростью мутируют. Читать полностью

Здесь и сейчас

«Театр без границ» показал новый спектакль Читать полностью

Амазонки, красавицы, ведьмы...

Музей искусства Санкт-Петербурга XX - XXI веков открыл выставку «Амазонки в веках», собрав из 15 музеев и частных собраний обеих столиц женские портреты, созданные в прошлом столетии. Читать полностью

Полкило красоты по цене килограмма

В этом году акции «Ночь музеев» исполняется ровно двадцать лет. Читать полностью

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского. Читать полностью

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года. Читать полностью
Бронзовый Порфирий Петрович и виртуальный Федор Михайлович | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Музее Достоевского состоялась встреча филологов и почитателей творчества русского классика с Сергеем Рублевым, московским журналистом, главным редактором сетевого издания «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества». Петербургские литературоведы благодарили за важную работу, гость говорил о проблемах с авторским правом.

Занятие Достоевским не входило и не входит в круг профессиональных занятий Рублева. По его словам, посмотрев телевизионный сериал Дмитрия Светозарова по «Преступлению и наказанию», он решил оцифровать и выложить в сеть все прижизненные издания великого писателя и этим ограничиться. Тем более что серьезные ресурсы по Достоевскому существуют, например, разделы, ему посвященные, на сайтах Пушкинского Дома и Петрозаводского университета.

Работа началась 4 года назад, и для Рублева выяснилось много интересного. Например, повесть «Двойник» выходила в журнале «Отечественные записки» в 1846 году в двух изданиях и печаталась в разных типографиях. Раз был другой набор, то автор мог вносить корректуры. Первая часть «Записок из Мертвого дома» была издана в 1862 году, на разных книжках указаны разные даты цензурного разрешения - 8 января и 21 июля 1862 года. Вторая часть этого издания по каким-то причинам не выходила.

На обложке второго издания «Дневника писателя за 1876 год», выпущенного в 1879-м, указана «Типография Ю. Штауф (И. Фишон) в Кузнечном переулке № 20». Рублеву не удалось выяснить, что это за типография и кто такие или кто такой этот Штауф (Фишон).

Достоевский, его жизнь и литература затягивают, сетевое издание стало пополняться разделами «биография», «воспоминания», «исследования», «новости» и т. д. В последнем разделе недавно появилось сообщение о намерении омских следователей установить в городе памятник Порфирию Петровичу из «Преступления и наказания».

Теперь в планах Рублева выложить всего Достоевского: рукописи, прижизненные публикации в газетах, исследования творчества, начиная с полного собрания альманаха «Достоевский и мировая литература».

Многие специалисты сами присылают ему свои книги и диссертации, таким образом давая разрешение на их выкладывание в свободном доступе. Но закон об авторском праве никто не отменял. Какие-то права могут принадлежать издательствам. Рублев признается, что некоторые материалы опубликованы на сайте без разрешения правообладателей. У него просто нет ни времени, ни возможностей опрашивать всех.

Как известно, Гражданский кодекс защищает право автора в течение 70 лет после его смерти. Когда по другому поводу Рублеву потребовалось воспроизвести крошечную брошюру с песней Александра Вертинского, изданную в 1919 году, потребовалось разрешение дочерей, сестер Марианны и Анастасии, поскольку Вертинский умер в 1957 году.

Закон разрешает цитирование с неопределенной формулировкой «в объеме, оправданном целями цитирования». А если цель - сделать доступной всем статью достоеведа, которая опубликована в малотиражном сборнике, распроданном давным-давно? Или весь сборник таких статей?

Рублев предложил всем подумать о том, можно ли изменить 70-летний запрет. Конечно, когда речь идет о коммерческих книжках, публикация в Интернете нарушает интересы авторов и издателей. Но если выходит научное издание небольшим тиражом, то, по мнению Рублева, разумный срок запрета на его воспроизведение в Сети - два года. Если за это время тираж не распродан, то процесс реализации может растянуться на десятилетия. И все это время специалисты не смогут, удобно сидя дома или в рабочих кабинетах, в любое время дня и ночи работать с материалами по Достоевскому. Именно о таких возможностях с благодарностью говорили участники встречи с редактором сетевого издания.

Еще одна проблема - оцифровка рукописей писателя. Рублев мечтает дополнить свой сайт таким разделом, который наверняка будет интересен не только узким специалистам-филологам. РГБ запросила за каждый отсканированный лист по 3 тысячи рублей. «Не понимаю, почему так дорого должен стоить процесс переноса рукописи из комнаты, где она хранится, в соседнюю, где расположен сканер, и одно нажатие кнопки», - размышляет Рублев. Выпуская некоммерческое сетевое издание на свои личные средства, он не может платить по таким тарифам.

Наша газета поинтересовалась у Рублева, не пробовал ли он обращаться за помощью к государственным структурам или создать фонд, который будет собирать средства на развитие сайта.

К фондам у него отрицательное отношение, это всегда потеря независимости. Что касается казенных учреждений, то как-то раз он обратился в одно из них на предмет подачи заявки на получение гранта. Ответ был обескураживающим: «Вот если бы у вас еще ничего не было, то грант можно выдать. А на развитие существующего проекта денег не даем».

После этого Рублев зарекся просить о финансовой помощи, но с радостью примет уточнения, исправления, советы по содержанию своего ресурса. Адрес издания в сети www.fedordostoevsky.ru.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook