Бога счастья увидишь в Ротонде

В Ротонде Зимнего дворца Эрмитажа – выставка нэцкэ из частных собраний. В витринах 180 миниатюрных скульптур XVI – XIX веков, которые ранее публика не видела.

Бога счастья увидишь в Ротонде |

Для нашего произношения нэцкэ неудобное слово, и эквивалентного понятия для него в русском языке нет. А коллекционировать этот популярный в прошлом аксессуар японского мужского костюма у нас любят и умеют. Он радует глаз и не занимает много места. Владельцы коллекций – четверо мужчин – присутствовали на вернисаже.

Нэцкэ появился как предмет сугубо утилитарный. У японского кимоно нет карманов. Женщины использовали вместо них зашитые рукава. Для мужчин роль «кармана» выполнял предмет, который служил противовесом кисету для табака, курительной трубке, коробочке для лекарств, личной печати, другим мелочам, крепившимся к поясу. Сначала это был корень, маленькая тыква, потом стали вырезать фигурки.

Широкое распространение нэцкэ получили в эпоху Эдо (1603 – 1868). Тогда же из функциональной «пуговицы» они превратились в произведения искусства, украшавшие костюмы самураев и богатых горожан, породили несколько художественных школ и обессмертили имена мастеров.

Во второй половине ХIХ столетия в Японии вошел в моду европейский костюм. Традиционная одежда вышла из употребления, необходимость в нэцкэ отпала. Но интерес к миниатюрной скульптуре с изображением чужих богов и героев у зарубежных дипломатов, торговцев, туристов не позволил исчезнуть уникальному явлению японской культуры. Фигурки стали резать на продажу европейцам. Они превратились в популярный сувенир и предмет коллекционирования, в том числе и в нашей стране. Большая коллекция, например, была у Максима Горького.

Эрмитаж обладает крупнейшим в нашей стране собранием нэцкэ – более 1500 экземпляров из камня, дерева и других материалов, часть их можно видеть в постоянной экспозиции музея.

Выставка в Ротонде Зимнего дворца демонстрирует работы японских мастеров высочайшего уровня. Их много, не все представлены в собрании Эрмитажа. Так, в коллекции музея нет работ одного из самых знаменитых резчиков за всю историю существования нэцкэ – Томотада. Он вырезал преимущественно фигурки животных – буйволов, тигров, волков, собак...

Заметно, что в XVII столетии нэцкэ функциональные, неустойчивые. Позже они уже обладают широким основанием, предназначены для того, чтобы их можно было поставить и любоваться. Глаз не оторвать от фигурки из слоновой кости, изображающей бога счастья Хотэя. Он улыбается, сидит поджав ногу, а мочки ушей лежат на плечах.

В двух витринах – инструменты, которыми пользовались резчики, их показывают публике впервые. Это вещи из перемещенных немецких коллекций.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (5757) от 03.08.2016.


Комментарии